//Рецензия на “Балканский рубеж” Андрея Волгина

Рецензия на “Балканский рубеж” Андрея Волгина

Дисклеймер

Postcriticism – журнал о кино, а не о политике. Редакция может не разделять убеждения и мнения авторов, но всегда уважает их право на эти убеждения и мнения. К этому же мы призываем и вас

Националистическая пропаганда

Балканский рубеж, 2019, Андрей Волгин

Андрей Волков – о боевике Андрея Волгина

«Балканский рубеж», несмотря на другую тему, вполне можно сравнить с фильмом Джаника Файзиева «Август. Восьмого» (2012). При этом сравнении отчётливо видно, насколько навязчивой стала госпропаганда и какие агрессивные сентенции она ныне постулирует. Военный фильм Файзиева, безусловно, не лишён идеологии, хотя бы потому что повествует о близкой истории «пятидневной войны», однако представляет собой «человеческое кино», где авторы не лезут в дебри политики, а скорее показывают войну глазами обычного человека.

Это был редкий для нашего кино пример удачного блокбастера, созданного по голливудским стандартам. Тогда и время было другое, и телевидение тоже, оттого никто не позиционировал фильм Файзиева как правду о тех событиях.

Но спустя 7 лет мы оказались в совершенно другой стране, которой правит выживший из ума автократ, а СМИ нам всячески «втирают дичь», буквально на наших глазах переписывая историю. Так что уже по всем каналам нам представляли «Балканский рубеж» не как «наш ответ Чемберлену» по части высокобюджетного экшна, а как чуть ли не документальное расследование. При этом проверить правдивость мы не можем, ведь гриф секретности с операции, которой руководил нынешний зам министра обороны Юнус-бек Евкуров, не снят, зато мы точно знаем, что никакого боя за аэропорт Слатина не было и близко. Это в большей степени была политическая авантюра. Россия хотела получить свою долю влияния в конфликте в Югославии, в чём нет ничего плохого – это и есть политика. Но авторы фильма решили из политического акта, который можно по-разному трактовать, сотворить священный факт истории, дабы люди, словно толпа зомби, выбегали из кинотеатров с криком «уаа! мы победили НАТО».

Кадр из фильма “Балканский рубеж”

В. В. Путин в то время был директором ФСБ и наверняка принимал какое-то участие в планировании этой операции, которая получила именование «Инцидент в Приштине». Оттого Министерство культуры не жалело денег на постановку, наняв в качестве режиссёра совершенно незначительную фигуру Андрея Волгина, который до этого снимал дешёвые боевики. Первоначальный вариант сценария написал фантаст Иван Наумов, который как раз был в типично голливудском ключе – о любви российского миротворца и сербской девушки на фоне военных событий. Но продюсерам хотелось нечто большего, в результате чего были приглашены Наталья Назарова и Андрей Анайкин, так что проект разросся с военной мелодрамы до агитки. В. И. Ленин ведь не просто так говорил, что «кино является важнейшим из искусств, пока не ликвидирована безграмотность».

Читать у нас не все умеют, да и времени сколько займёт, чтобы познакомиться с объективной информацией по поводу гражданской войны в Югославии. Да и зачем, когда нам сняли «единственно верную» трактовку тех событий. Надувшие щёки эксперты потрясали бобиной с фильмом как священным писанием. Играть на патриотических чувствах всегда выгодно и удобно, тем более у нас огромное количество людей, которые рады ненавидеть – главное направить их ненависть в нужное русло.

Кто-то скажет – ведь и в Голливуде снимали однозначные боевики, особенно в период Холодной войны. Да, снимали, но в таких фильмах, как «Вторжение в США» и «Рэмбо: Первая кровь 2» (оба – 1985) русские лишь удобные кандидаты на пост злодеев. Авторы этих фильмов не связывали их образы со всей страной. СССР боялись, но уважали. А вот сейчас наоборот, так что сколько бы нам ни твердили с экрана, что албанцы – марионетки Запада, а сербы – невинные жертвы, здравые люди и так способны осознать, что в войне не может быть чёрного и белого.

Если же обратиться к идеологическому кино СССР, то и оно было более человечным. Даже немцев там не демонизировали, а уж конфликты братских стран тем более не освещали так однобоко. Но, самое главное, советские режиссёры умели скрывать пропаганду под маской убедительных характеров и интересного сюжета.

Ни того, ни другого в фильме Андрея Волгина нет, оттого пропаганда прёт на нас, как танк. Авторы настолько уверены в своей гениальности, что не постеснялись даже включить в фильм знаменитые рок-композиции, которые плохо ложатся на идеологическое содержание, ибо ни Виктор Цой, ни Юрий Хой не были продажными шкурами, как создатели этой «нетленки». Они как раз любили свою страну и писали от сердца, а не ради того, чтобы порадовать высший совет Единой России и тем получить какую-нибудь медальку за укрепление идеологической безопасности страны. А Юрий Шевчук, судя по тому что в фильме его песню «Родина» напевает один из героев, вообще запретил использовать фонограмму. Юрий Юлианович даже «Брат 2» назвал мерзким, националистическим фильмом, а уж про этот фильм и говорить нечего.

Если обратиться к идеологическому кино СССР, то и оно было более человечным. Даже немцев там не демонизировали, а режиссёры умели скрывать пропаганду под маской убедительных характеров и интересного сюжета. Ни того, ни другого в фильме Андрея Волгина нет, оттого пропаганда прёт на нас, как танк.

Но хуже всего получилось с песней «Скованные одной цепью» «Nautilus Pompilius». Она если что и подтверждает, так прямо противоположное происходящему на экране безобразию. Вячеслав Бутусов и Илья Кормильцев создали произведение, направленное против тоталитарной идеологии, и то, что авторы фильма не поняли этого, говорит только о том, что нашей пропагандой занимаются тупые люди, которые способны понимать лишь внешний слой произведения и не видеть сути. С таким же успехом можно было бы главной песней сделать «1984» Louna или «Государство» Lumen.

К достоинствам фильма можно отнести только актёрский состав. Лицедеи неплохо оживляют сценарные схемы, особенно стоит похвалить Гошу Куценко, Милену Радулович, Милоша Биковича и Гойко Митича. Милена и Милош продолжили карьеры в российском кино, что не может не радовать – актёры явно талантливые. Равшана Куркова также хорошо смотрится в роли снайпера Веры, жаль только с фильмами ей катастрофически не везёт. Хотя, ну а в чём сейчас сниматься? Или примитивные комедии, или тупорылый экшн с едросовским душком. Слава партии ещё и за то, что ей удалось развалить великую национальную киношколу.

Очень жаль, что наши зрители купились на эту вампуку и понаставили ей десяток на «КиноПоиске», в результате чего рейтинг фильма вырос аж до 7,3 (!). Мы рады верить сказкам, что русские самые крутые – и НАТО, и албанцев победили, и вообще без России, как самохвально нам сообщают интертитры, не воцарится мир на многострадальной югославской земле. И чем тогда Россия отличается от США, которые также лезут во все соседние страны, но у них хоть не выходят об их военных авантюрах подобострастные фильмы, снятые на деньги честных налогоплательщиков.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2019 | | География: Россия и СССР
Автор: |2020-08-16T12:33:37+03:0019 Август, 2020, 11:54|Рубрики: Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok