//Нарративная складность: Рецензия на “Человек-паук: Через вселенные”

Нарративная складность: Рецензия на “Человек-паук: Через вселенные”

Человек-паук: Через вселенные (Spider-Man: Into the Spider-Verse), 2018

Стас Селицкий рассказывает об анимационном комиксе Боба Персичетти и компании

В мире есть Человек-паук – это не выдумка, а состоявшийся факт, известный всем. Пока супергерой воюет где-то на передовой, чернокожему пареньку с Бруклина Майклу предстоит первый день в новой элитной школе, где его никто не знает, а, следовательно, не любит. Но Майкл и не догадывается, какие трудности его ждут, когда он повстречает своего кумира в красно-синем спандексе.

«Через вселенные» красноречиво подмигивает стильным и видоизменённым логотипом Marvel Comics, когда этого меньше всего ждёшь. Казалось бы, тот канул в лету вместе с корпоративным ребрендингом от Диснея – теперь в кинематографической вселенной «Мстителей» вместо классического пролистывания страниц комиксов ранжированный по цветам калейдоскоп. Броским анонсом Sony не только напоминает, что часть прав на персонажа до сих пор находится у них в руках, сколько куда более важном: в мультфильмах супергерои все ещё живее всех живых.

В дебюте Боба Персичетти (в режиссерском стане ему аккомпанируют аж двое коллег) то и дело проглядываются оригинальные комбинации, которые жаждали выйти наружу. Чтобы доказать жизнеспособность теории о будущем мульт-франшизы, в отправной точке резко обрывают поводья, опутавшие Человека-паука на много лет, и запускают в самую гущу событий. Из символа паучьего героя не возводят культурную известность на манер Джеймса Бонда, несмотря на утрамбованный в энергетический батончик пролог, или скабрезное интертекстуальное шоу, где шутки ниже пояса куда важнее второстепенной морали.

Кадр из мультфильма “Человек-паук: Через вселенные”

Персичетти не оставляет флагману Marvel шанса на капитуляцию и со знанием делает все так же, но немного иначе: в художественном решении намеренно снижена частота кадров (нечто похожее было в «Лего. Фильм»), чтобы сосредоточить внимание на движении и запредельной работе с насыщенными цветами. По количеству событий мультфильм дает прикурить любому супергеройскому кино по соседству с ним, а игра с каноном проведена со всей любовью к классике, которой здесь не просто отдают уважение, а наполняют прежде невиданным смыслом.

В некотором роде Человек-паук – жертва той развивающейся эпохи юности и надежд, которую он сам вдохнул на заре Вьетнамской войны, представив в центре истории запутавшегося тинейджера (в первом комиксе ему 15 лет), не лучше и не хуже кого бы то ни было. Все этапы взросления аудитория проходила вместе с ним. Вопросы глубоко внутри были куда глобальнее поверхностной справедливости – куда идти и что делать? В новое время, когда потребление коммуникации, информации, культуры возросло с подростковым максимализмом, подобный герой мог затеряться среди внезапно разбогатевшего синти-попа и подвернутых штанин, так как его нравственные ориентиры слишком старомодны, что и произошло в «Возвращении домой».

Разумеется, для людей, не искушенных понятиями «бесчисленные реальности» и «мультивселенная», создатели даже не пытаются прочитать вступительную лекцию. Вместо этого они подшучивают над контентом, разросшимся до неприличных размеров по понятным коммерческим причинам, – зачем тянуть одну версию Человека-паука, если множество ориентированных, от нуара до аниме, банально продаются лучше? Издательства одними из первых, до кинематографистов, поняли, что перезапуск – очень выгодное для рынка решение. Но «Через вселенные» – не постмодернистское переосмысление. Для этого оно слишком честное и простое, очень привычное и классически выстроенное: путь восхождения героя состоит из приобретения, лишения и самосознания. Современная музыка изредка перемешивается восьмидесятническими шлягерами (куда же без них?), а любовь остается единственным фактором важнее всего на свете, даже для злодеев.

Внутри идеи сопоставления поколений авторы нащупали тот философский дискурс, параллельно бередящий умы в сериале «Рик и Морти». Одиночество Паука трансформировалось буквально: если раньше герой действовал вопреки всему – злодеям, времени и даже близким, которым он не мог признаться в супергеройском хобби, – то теперь ему осталось победить главного врага, самого себя, чтобы обрести смысл существования. Это отношение к субъекту истории продвигает драматургическую основу дальше сформированных супергеройских арок

Самое ценное, что внутри идеи сопоставления поколений авторы нащупали тот философский дискурс, параллельно бередящий умы в сериале «Рик и Морти». Одиночество Паука трансформировалось буквально: если раньше герой действовал вопреки всему – злодеям, времени и даже близким, которым он не мог признаться в супергеройском хобби, – то теперь ему осталось победить главного врага, самого себя, чтобы обрести смысл существования. Это отношение к субъекту истории продвигает драматургическую основу дальше сформированных супергеройских арок. Хотя без фундамента связь между старым и новым не могла бы существовать в принципе, что инстинктивно понимают все, от авторов до зрителей, маленьких и выросших.

Именно приевшаяся нарративная складность, по которой много лет работает Pixar, не дает произведению уйти в пресыщенный танец из персонажей, анимации и сюжетных коллизий. Но в отличие от конкурентов «Через вселенные» – не кино и даже не мультфильм в привычном понимании из-за того, как быстро и комфортно происходит смена полюсов: от настоящей гигантомании на уровне геометрических пропорций, пронизывающего музыкального сопровождения и красочности на социальную и до боли сентиментальную часть. Дух захватывает проработка деталей, а не явный акцент на суперспособностях, о которых здесь могли влёгкую сказать куда больше. Но графическое исполнение не уходит в винегрет, обходя раздражительный эффект, и не отодвигает историю на второй план, а дополняет ее.

Скептики, конечно, давно разобрали все по Фрейду: Паук тайно влюблен в тётушку Мэй, а битвы со злодеями ему нужны для чистого самоутверждения. Что ж, они имеют право так думать. Но наш герой прыгает не во времени или пространстве, а в сердцах людей. А это куда важнее.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2018 | | География: США
Автор: |2019-01-16T19:27:24+00:0017 Январь, 2019, 10:33|Рубрики: Рецензии|Теги: , , |
Стас Селицкий
Пьет газировку, курит «Звездные войны», предпочитает бодрый лаконизм в духе старой «Афиши». В свободное время одной левой пишет всемирно известную эпопею про медленное вымирание семейства Старков. С его точки зрения это та еще попса, но проклятый vox populi требует продолжение банкета. В целях конспирации выдает себя за кинообозревателя журнала «Мир Фантастики» и держит на зарплате смешного деда в капитанской фуражке. Прибыль делят пополам.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok