//“Дама Пик”, рецензия

“Дама Пик”, рецензия

Карты, деньги, два ствола

Дама Пик, 2016, Павел Лунгин

Наталья Бука – о фильме Павла Лунгина

Удачный кинопиар «Дамы Пик» на центральном канале всея Руси производит мистический эффект. Красное — чёрное, буби — вини, тенор — сопрано, Раппопорт — Янковский, наше всё — Чайковский, пиф-паф, Лунгин наконец, и весь прочий стремительный замес вызывают чувство азарта уже на рекламном префлопе.

Но после получасового просмотра в голову закрадывается тоскливая мысль: «На кой чёрт я втянулся в эту игру?» Очевидно, что карта тебе не прёт, и вряд ли удастся сорвать большой куш, но чувство любопытства берёт верх: решение идти до конца лениво принято, тем более что твоя ставка не так уж велика — это всего лишь сто двадцать минут твоего личного времени.

“Дама пик”, рецензия

Итак, Москва. Наши дни. Спустя энное количество лет, проведенных в Европах, в столицу триумфально возвращается оперная ведьма Софья Майер (Ксения Раппопорт) с высокохудожественной целью поставить оперу Петра Ильича «Пиковая дама» на подмостках исторической родины. Роль Германа Софья пророчит импозантному руководителю театра Головину (Владимир Симонов), в образе Лизы видит Лизу, свою тщедушную племянницу (Мария Курденевич), а на себя, в силу почтенного возраста, взваливает оперное бремя той самой роковой старухи. События развиваются довольно резво, оголяя интриги закулисья: оказывается, в театре влачит неприметное существование амбициозный тенор Андрей (Иван Янковский), который всецело одержим страстью сыграть Германа. И ради такого случая, собственно, готов исключительно на всё. Петь, пить, спать, любить, предавать, не гнушаясь притом делать бессовестные ставки в казино и крутить барабан пистолета у виска. Юный конкурент  худрука по совместительству является бойфрендом Лизы, тайным обожателем Софьи Майер и обладает сомнительным талантом разбивать лампочки мощью своего уникального голоса.

Инверсией в названии фильма Павел Лунгин словно поясняет суть несколько замороченного сценария, ибо «Дама Пик» ни разу не являет собой современную интерпретацию пушкинской «Пиковой дамы», как можно подумать изначально.  Это, скорее, снисходительный взгляд режиссёра на нашу действительность через призму литературного наследия Александра Сергеевича и либретто шедевральной оперы Чайковского. Этот культурный симбиоз, щедро украшенный колоритными деталями вроде ряженых манекенов в гробах и загадочного владельца подпольного казино «просто Олега» (Игорь Миркурбанов), последовательно и динамично скатывается в стильный закулисный кич. В котором отведено судьбоносное место даже шайке отчаянных бандитов с «кауказским» акцентом, околачивающейся в автосервисе средней руки.

История о взбалмошной оперной певице и одержимости всех вокруг кажется чистой воды блефом и, говоря словами загадочного владельца казино Олега, одновременно «вдохновляет и подавляет». Стоит лишь восхититься блистательной в своём роковом амплуа Ксенией Раппопорт, как тут же на смену восторгу приходит разочарование от игры несимметричного Ивана Янковского. И дело тут даже не в сравнении со знаменитыми предками: одержимость его героя за гранью фарса, она ненатуральна, неестественна. «Я должен играть Германа! Я!» — брызжа слюной, выкрикивает Андрей, будто ему отказали в ипотеке.

Элементы добротного трэша, которые свойственны некоторым фильмам Лунгина (к примеру, «Свадьбе»), здесь оказались не шибко добротны и пришлись, мягко говоря, «не ко двору». Теряется жанровая нить, зритель находится в лёгком недоумении: то ли драматическая классика, то ли классический триллер, то ли плохо уловимая пародия на всё вместе взято

Как только зритель проникается звуками божественных арий оперы Чайковского, — тут же имеет место казус с исполнителями этих арий: актёры поют словно под фонограмму,  артикуляция «оперных певцов» явно диссонирует с аутентичным воспроизведением сольных партий. И так весь фильм: хорошая карта сменяется плохой. Раздача получается так себе.

Бесспорным козырем картины является труд разнообразных художников: художников-постановщиков, художников по костюмам и гримёров. Они очень тонко и точно передали своеобразный во всех смыслах антураж закулисья и создали отменные декорации для премьеры «Пиковой дамы», лаконично и в то же время ярчайше отразив всю трагедию оперного действа.

Элементы добротного трэша, которые свойственны некоторым фильмам Лунгина (к примеру, «Свадьбе»), здесь оказались не шибко добротны и пришлись, мягко говоря, «не ко двору». Теряется жанровая нить, зритель находится в лёгком недоумении: то ли драматическая классика, то ли классический триллер, то ли плохо уловимая пародия на всё вместе взятое.

«Что наша жизнь? Игра!» Финальные титры, карточная партия окончена, хотя оперная всё ещё звучит. Ты понимаешь, что проиграл. И зря на протяжении всей игры теплилась зыбкая надежда: а вдруг? Ведь были и тройка, и семёрка. И даже дама. И всё пики. Но до туза дело так  и не дошло. В этот раз не судьба. Да ладно, не корову ж проигрываем, а всего-то сто двадцать минут своего личного времени. Хотя можно было потратить его на любовь…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Telegram
Хронология: 2010-е 2016 | Сюжеты: Новое российское кино | География: Россия и СССР
Автор: |2019-01-19T15:56:29+03:0015 Июль, 2017, 12:11|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Наталья Бука
Сибирская сказительница удали молодецкой, прозорливости ястребиной, юмора специфического. С шутейками и прибаутками утерла нос Бажову и Филатову. Неотвратима, аки идущая корюшка, язвительна, как королевская кобра, находчива, как голодная выхухоль и обольстительна, как охмеленный павлин. В зажигательном танце, поймав вдохновение за жабры, одинаково блестяще управляется с советской классикой, мультипликацией всех стран и эпох, эксклюзивным кинотрэшем, оравой детей дошкольного возраста и красненьким "фордом фокусом".
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok