///Гид по Фестивалю дебютного кино от Новой Голландии

Гид по Фестивалю дебютного кино от Новой Голландии

С 14 по 21 августа в оффлайн и по 28 августа в онлайн на платформе Nonfiction.film в Санкт-Петербурге на острове Новая Голландия проходит фестиваль дебютного кино. Этот фестиваль де-факто стал первым после введения всемирного карантина и последующей постковидной паники. Автор Postcriticism Артур Сумароков отобрал лучшие, по его мнению, фильмы фестиваля, на которые стоит обратить внимание и после его официального завершения.

Основная программа

«Облако в ее комнате»

Фильм – призер Гран-При кинофестиваля в Новой Голландии, который открывает новую сторону китайского кинематографа, по умолчанию или тягуче-пропагандистского, или угарно-развлекательного. Черно-белая киноработа режиссерки Чжэн Лу Синьюань поначалу изрядно бесит своей кричащей претенциозностью, с каковой упакована максимально простая история о возвращении домой главной героини с именем Музи. Впрочем, стоит поддаться своеобразному маньеристскому очарованию этой ленты, как она становится чуть ли не актуальнейшим комментарием вообще ко всему происходящему вокруг. В облаке тегов от Чжэн Лу Синьюань – феминизм, поиск идентичности, гендерфлюидная сущность патриотизма. В сухом остатке – дебют как учебник наиболее ярких киноязыковых приёмов.

«Медленная машина»

Уютный метафильм о том, как актриса Стефани, играющая наркоманку, и ее возлюбленный Джерард, работающий Джейсоном Борном на полставки, теряют связь с реальностью. Картина Фелтена и Денардо с одной стороны изрядно спекулирует на ностальгии, так как “Медленная машина” кажется неким киноартефактом начала девяностых, этаким эрзацем студии Miramax. С другой стороны, “Медленная машина” точечно рефлексирует про нынешнее состояние киноиндустрии, которая все сильнее занимается собственной самоцензурой и боится вообще любого травматического опыта, забывая в общем-то что кинематограф это и есть самая большая травма мирового искусства.

«Мама, я подружилась с призраками»

Кино Саши Воронова об ужасах карантина в Сибири, вышедшее во время ужасов карантина в реальности, дико статично и до такой степени безнадежно по авторскому мироощущению, что кажется будто “Мама, я подружилась с призраками” это какой-то из забытых опусов Йорга Буттгерайта. Впрочем, некрофилическая атмосфера в кадре и аскетичный сюжет о девочке, ищущей в лесу свою маму, не могут в итоге не произвести должного впечатления. Жаль, только что нечто такое уже было, и Саша Воронов лишь занимается увлеченным эпигонством, которое однако лучше, чем просто ничего, наблюдающееся в других лентах фестиваля (у “Жирафа”, к примеру).

«Протоки»

Режиссеру Камило Рестрепо очень хочется стать новым Бунюэлем, но, если судить по его дебютной драме “Протоки”, пока что из него вылупляется какой-то Ходоровски на минималках, и то если рассматривать его дебют пристальнее некуда, выискивая в нарочито неброском режиссерском синтаксисе хотя бы попытки новых выражений и формирования менее конвенциональных киноязыковых приёмов. Это, конечно же, все равно так уж плохо, учитывая что “Протоки” – пример кино, которое начинается за здравие, а кончается…хорошо если бы за упокой. В суповом наборе ленты – чудак-человек Пинки на велосипеде, секта, экоактивистские шизофренические идеи и банальная мысль о том что родителей не выбирают.

«Белым по белому»

Тупой в прямолинейности своей истории о ретравматизации колониального опыта и изысканный по киноязыку дебютный фильм фотографа Тео Курта в первую очередь стоит рассматривать как не самый в общем-то плохой авторский визуальный опыт. Конечно, режиссеру порой не хватает тонкости, и он начинает занудствовать, заводя лекции на историческую тему. Но в те моменты, когда автор молчит буквально, а за него говорит камера, “Белым по белому” превращается в умеренно хорошее кино, пускай и с неприятным привкусом активистского шабаша в мозгу режиссера Тео Курта.

Короткий метр

“Садовое товарищество”

Семейная драма в постсоветском интерьере загородного дома, на первый взгляд, полна банальностей и давит зрителя своей безликой бытовухой. Но Каткус постепенно погружает зрителя в этот узнаваемый мир душных дачных посиделок, в которых нет-нет да и прорезается какой-то сферический ад дисфункциональных отношений. Режиссер, впрочем, увы своих героев любит, тогда как всё-таки лучшим для них выходом был бы выход через форточку.

“Кругооборот”

Алексей Радинский снял кино о Киеве, однако максимально далекое от любых зрительских ожиданий. Киев в ленте Радинского, увиденный сквозь грязные стекла электричек – мёртвый, анемичный город, который невозможно воскресить. Во всяком случае, лишая украинский мегаполис всякой туристической привлекательности, режиссер пытается нащупать в ритме города пульс. Однако пульс этот в итоге теряется в знаменитом объекте советского модернизма, который вскоре может вовсе исчезнуть с лица города. “Кругооборот” напоминает ранние документальные работы Сергея Лозницы, только всё-таки в фильме Радинского человеку нет места.

“Голый”

Казалось бы, тема супергероев уже до такой степени стала общим местом, что любой новый взгляд на нее кажется сомнительным. Работа Кирилла Хачатурова вызывает массу вопросов с точки зрения своего сценария, ибо, к сожалению, вся здешняя нарративная виделка ошпарена “новой драмой” третьесортного разлива: быт, хтонь, кто я. Однако визуально “Голый” наконец даёт волю режиссерской фантазии на грани патологии, заставляя вспомнить не (с)только Яна Шванкмайера, сколь анимационный макабр Роберта Моргана, реши он что-либо снять на отечественной почве, унавоженной скорее антигероикой как таковой.

“Культы”

Арт-балет-группа (La) Horde смотрит на культовые музыкальные фестивальные явления типа первого Вудстока от Рождества Христова сквозь призму антикапитализма и прочих завихрений левого дискурса. Выходит порой злободневно, местами интересно, но в основном несколько сбивчиво и странно, учитывая как часто перформеры логически спотыкаются и вообще больше любуются собой, нежели транслируют с экрана что-то реально ценное. Однако “Культы” тем не менее остается лентой, с которой хочется спорить и после просмотра, что само по себе неплохое достижение для преимущественно унылого современного левацкого кино, в котором не случились ни новый Годар, ни тем более Пазолини.

“Ложное солнце”

Дипломный фильм бельгийского режиссера Дориана Йесперса выглядит куда более зрелым, чем может показаться. В кадре – обессвеченная жизнь мурманского слесаря, который ходит от заказчика к заказчику, постепенно теряя связи с окружающей действительностью. Впрочем, Йесперс никуда не спешит с сюжетом, камера максимально заостряется на множестве случайных деталей, из которых, в конце концов, режиссёром складывается мрачный портрет бытия среднестатистических россиян, чья жизнь уже не сон, но ещё и не смерть.

Вне конкурса

“Житие Гореслава Чуждоземного”

Четыре режиссера и по совместительству видеохудожники со странными псевдонимами сняли сумбурную, но по-своему завораживающую своей галлюциногенностью неоавангардную ленту, которая впитала в себя обширные кинотрадиции: от русских некрореалистов до американских киноподпольщиков. На последних – в первую очередь, на “Порожденного” Мериге и “Кроличьи игры” Ремаера – и смахивает “Житие Гореслава Чуждоземного”, которое длится час с небольшим, хотя хочется не без некоторого удовольствия чтоб шло оно все четыре, дабы похоронить зрителя под прессом тотального безвременья, безраздельно царствующего в этом хорроре на стыке видеоарта и трэш-фотографий Бориса Михайлова.

“Смерть Дантона”

Театральный режиссер Андрей Стадников в своем кинодебюте обращается к пьесе Георга Бюхнера, повествующей о последних днях якобинцев. Кино о буквальной смерти революции получается в итоге у Стадникова, который в общем-то стремится говорить про современность, регулярно закавычивая прошлое и его героев – Дантона и Робеспьера. Фильм Стадникова – политический в наиболее концентрированном виде, оттого передозировка манифестаций, к сожалению, гарантирована.

“Франция против роботов”

Один из лучших фильмов 2020 года вообще посвящен Годару и это больше чем признание в любви или удостоверение значимости Годара для Штрауба. 9 с небольшим минут фильма – это сумеречная прогулка у озера безымянного мужчины, который озвучивает эссе Жоржа Бернаноса о болезни нынешней политической и экономической систем. Камера здесь соучастник монолога, она таит от зрителя на некоторое время и лицо мужчины, и его истинный рост, и даже сумерки снимает как сон, который в конце концов изнуряет.


Фотографии: организаторы фестиваля

Критиканство
| |
Автор: |2020-08-26T13:49:32+03:0026 Август, 2020, 13:49|Рубрики: Путеводители, Статьи|
Артур Сумароков
Гедонист, нигилист, энциклопедист. Укротитель синонимических рядов и затейливого синтаксиса. Персональный Колумб Посткритицизма, отправленный в плавание к новым кинематографическим землям. Не только знает, что такое «порношаншада», но и видел это собственными глазами. Человек-оркестр, киноманьяк, брат-близнец Ртути. Останавливает время, чтобы гонять на Темную сторону Силы и смотреть артхаус с рейтингом NC-17. Возвращается всегда с печеньками.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok