Грань будущего (Edge of Tomorrow), 2014, Даг Лайман, рецензия
Стас Селицкий о потерянной лиричности и факультативных отсылках, складывающихся в гармоничную картинку “Грани будущего”.
На Землю сброшены инопланетные твари мимики, которые начинают планомерный захват новых территорий, человечество терпит поражение за поражением. После одного успешного боя в Вердене организуется контратака на французский берег. Тем временем штабной офицер Кейдж (Том Круз) прибывает в штаб командования, по недоразумению конфликтует с гадким англичашкой-генералом и попадает в полевой центр, где на следующий день его выбросят на фронт, там он умрет и проснется днем ранее.
Где-то на ус мотается шутка, что Круз — режиссер своих фильмов уже больше режиссеров своих фильмов, и в этом, безусловно, можно рассмотреть крепкую любовь к делу.
«Грань будущего» постигло то, что и некогда популярный кинотеатр рядом с домом — в районе построили пару новых киноцентров, и не то, чтобы старый был плох, но людей в нем все меньше, не помог даже ребрендинг. Том Круз со старомодной фантастикой, кажется, тоже из другого десятилетия, когда все было чуточку проще — без 3D как такового, а «Люди Икс» были крепким второсортным блокбастером. Если в случае с «Миссией: невыполнима» традиционность в большей мере оправдана, то с научно-популярным жанром сейчас все сложнее, пускай Круз со второй после «Обливиона» попытки буквально дожал-таки его. Если не знать японский первоисточник, роман-ранобэ «Все, что тебе нужно, — убивать», то «Грань» кажется достаточно второстатейным и вылизанным предприятием: немного «Звездного десанта», немного «Исходного кода», немного Майкла Бэя. Большинство отсылок чисто факультативны — изо-отжим превратился в йогу, а покорёженный топор изредка дает о себе знать, мелькая на заднем плане. Но все это складывается в удивительно гармоничную картинку, особенно на первых парах, где режиссеру Дагу Лайману хватает смелости цитировать выпуск The Daily Show Джона Стюарта о челябинском метеорите, а Кейдж настолько потеет при десантировании, что его, кажется, вот-вот вырвет. Это определенно напоминает фантастическую версию начала «Спасения рядового Райана», где очень хочется отсидеться в окопе и очень не хочется умирать. После, конечно, сюжет начинает заговариваться, что в фильме о временных повторах непростительно, а рояль в кустах оказывается спрятанным в сейфе. Лиричность материала подрастеряли на долгом производственном процессе, агитационное хитросплетение провернули достаточно успешно, сделав офицера Кейджа политическим майором, но несуразно сорвав с него погоны. Героическое камикадзе и вовсе не похоже на то, к чему стоит стремиться в «Грани будущего», но очень уж оно героическое. Где-то на ус мотается шутка, что Круз — режиссер своих фильмов уже больше режиссеров своих фильмов, и в этом, безусловно, можно рассмотреть крепкую любовь к делу.
AlteraPars: рецензия Александра Елизарова