История хоррора с Элаем Ротом (History of Horror), 2018, Курт Сайенга
Артур Корнилов – о сериале-антологии с Элаем Ротом
В канун Хэллоуина самое время поддаться ностальгии по ушедшим годам, ушедшим ужасам, тем паче, что в кино нынче смотреть решительно нечего. В прошлом году в эту пору как-то удачно шёл оживший из небытия тот самый “Хэллоуин”, в этом году из ужасов только новый “Терминатор”, хотя он даже как фильм ужасов отвратителен, да и за год кроме абсурдного и местами очень забавного римейка “Детских игр” и вспомнить-то нечего. Нет смысла составлять очередную никому не нужную подборку ужасов, потому что лучше уже не будет. А потому куда веселее будет погрузиться в ностальгию(повторяюсь) с отчаянным, но своеобразным романтиком кино – Элаем Ротом.
Разделённый на 6 частей (7 эпизодов, слэшерам дали целых два выпуска), цикл “История Хоррора с Элаем Ротом” рассказывает о наиболее значительных и любопытных ступенях развития самого популярного и безотказного жанра кино.
Концепция сериала предельно проста – очаровательный Элай Рот в разных локациях допрашивает различной степени эпичности мужиков, начиная от Квентина Тарантино, которому есть что сказать по поводу любого фильма, заканчивая Джорданом Пилом, маме которого очень повезло с чувством юмора, а самому Джордану только предстояло снять “Мы” и взяться за продюссирование нового “Кэндимена”, о котором так же не забыли упомянуть.
“История хоррора с Элаем Ротом”
Первый и самый слабый эпизод из цикла посвящён не столько теме самих зомби, сколько давно скатившемуся в говно сериалу “Ходячие мертвецы”, которому посвящена добрая половина всего хронометража, что складывается ощущение, что Рот смотрел только первый и единственный хороший сезон в сериале, отчего нарёк его выдающимся. Уже менее масштабно, но всё так же с любовью и трепетом вспоминаются уже по настоящему знаковые ленты Ромеро, “Шон живых мертвецов” Эдгара Райта, а “28 дней спустя” Дэнни Бойла традиционно становится идеальным способом устроить очередной мирный срач на тему того, какие зомби лучше – медленные или ускоренные Бойловские. А ещё в первых эпизодах есть замечательный Том Савини, очаровывающий своей харизмой и историями из молодости, о том, как расчленёнка Вьетнамской Войны вдохновляла его на расчленёнку киношную (Савини, как выяснилось был военным фотографом).
Вторая часть, состоящая из двух эпизодов, посвящена самому многочисленному и популярному направлению хорроров – слэшерам, ведь как верно заметил Элайджа Вуд, иногда просто хочется посмотреть как убивают тупых подростков. Если не пытаться упомнить все перечисленные фильмы, то по настоящему забавляет как жанр слэшеров прошёл путь от больших и весьма мощных “Психо” и “Хэллоуина”, где ставка делалась на напряжение, до откровенно примитивного, но жестокого пыточного порно в лице “Пилы” и “Хостела”. Эволюция жанра прошла настолько стремительно, что лиричный и чувственный “Кэндимен” или постмодернистский “Крик” выглядят фильмами другой ветки развития, поскольку уже Вурхис и Фредди к тому моменту устраивали категорически безвкусную, но отвязную расчленёнку. Хотя между тем, слэшеры, в своей нынешней форме, должны были появиться неизбежно и при любых обстоятельствах и причин тут может быть целая тьма, будь-то банальное удовлетворение жажды крови или протест против повсеместного насаждения PG-13.
“История хоррора с Элаем Ротом”
Третья часть посвящена всяким одержимым развратницам, у которых, как полагается тоже имеется свой знаковый и большой фильм, настолько знаковый и большой, что лишь в следующей главе будут фильмы соответствующего масштаба. А пока речь естественно об “Экзорцисте”, где юную девушку терзает злобное потустороннее существо, злобно ругается и совершает всем известный акт христианского онанизма. Фильм в своё время испугал фильм настолько сильно, что по посещаемости фильмы ужасов так до него до сих пор дотянуться не смогли. Сама по себе концепция фильмов про одержимость привлекает своей бюджетностью, поскольку на роль зла достаточно взять бесноватую гимнастку с хриплым голосом, не утруждая себя сложным гримом и костюмами. Хотя вот создатели “Паранормального явления” были настолько ограничены в бюджете, что даже на гимнастку денег не хватило, хотя нетрудно догадаться из-за кого. На самом деле даже как-то удивительно, что ни Рот, ни кто-либо другой не отметили виртуозность Орена Пели, который умудрился создать годную, пусть и одноразовую бесовщину, используя сомнительный жанр мокъюментари и необъятных размеров толстушку. Впрочем, если убрать за скобки “Паранормальное явление”, то тема про одержимость в наши дни является несколько упадочной, потому как кроме “Прочь”, стоящего на грани жанров, ничего внятного и интересного и не вспомнится. Супротив нынешним бестолковым попыткам – “Экзорцист”, “Омен”, “Зловещие мертвецы”, “Ребёнок Розмари” которого Джек Блэк любезно показывал своей жене – компания куда более внушительная и авторитетная.
Самой же необъятной темой, которая заслуживала дополнительного эпизода куда больше слэшеров оказались монстры, потому как больная фантазия всяких Кингов, Карпентеров и Спилбергов напридумывала столько сволочей, что хватило бы на отдельный сериал, но тут решили уместиться в один эпизод, где как и в первом эпизоде про зомби устроили тотальный перекос, но на этот раз не в сторону отдельного фильма, а в сторону автора, хотя правды ради дядюшка Кинг знает толк в создании монстров разных мастей. Из фильмов ограничились “Челюстями”, “Нечто”, “Пеннивайзом”, “Гремлинами”, “Куджо” и Гильермо Дель Торо – получилось невероятно скучно, потому как хвалить настолько очевидные удачи настолько же легко, насколько и неинтересно. Из-за серьёзного перекоса в сторону творчества Кинга как-то совсем поверхностно прошлись по выдающейся работе Боттина в фильме Карпентера, а про “Чужого” вообще не сказали ни слова.
Довольно-таки простая серия интервью с интересными людьми, поклонниками жанра, любителями и мастерами своего дела. Это стоит посмотреть хотя бы за тем, чтобы увидеть, как Элай Рот со счастливым лицом изображает няню из “Омена”
Несмотря на компактность пятой части, в которой умудрились уместить вообще всё, несмотря на очередную бесконечную речь Квентина о Дракуле, содержание свелось к теме гетере, би и гомосексуальности вампиров, мол мало того, что на шею посягаются, так ещё и сосут. Куда более любопытные рассуждение о каноничном образе вампиров был практически обделён вниманием, а потому такой желаемой битвы вампиров уродов с выпирающими клыками против сверкающих сумеречных так и не состоялось, ибо, как сказала автор этих самых “Сумерек” – мы сами придумываем правила.
К последней части, в которой решили вспомнить о призраках шоу начало выдыхаться ещё больше, чем этот текст, а потому стоящих усилий хватило только на то, чтобы вспомнить “Полтергейст”, “Звонок” и опять Гильермо Дель Торо. Но не вижу смысла дальше давить из себя слова о том, что лучше видеть. Наверное нужно было этот текст начать и не писать вообще больше ничего теми словами, который я попытаюсь закончить.
“История хоррора с Элаем Ротом” – это довольно-таки простая серия интервью с интересными людьми, поклонниками жанра, любителями и мастерами своего дела. Это стоит посмотреть хотя бы за тем, чтобы увидеть как Элай Рот со счастливым лицом изображает няню Дэмиена или кого там ещё из “Омена”. “Историю хорроров” стоит посмотреть за тем, чтобы смеяться вместе с тем же Элаем Ротом, Джорданом Пилом и Джеком Блэком, а там есть над чем посмеяться.
Для тех, кто не особо ориентируется в этом жанре этот цикл стоит посмотреть затем, чтобы узнать с чего всё начиналось, для кто в хоррорах как рыба в воде – затем, чтобы повспоминать в хорошей компании.