///Премьера: “На Луне” Егора Кончаловского

Премьера: “На Луне” Егора Кончаловского

Экстремальная педагогика

На Луне, 2020, Егор Кончаловский

Дмитрий Котов — о рецептах перевоспитания молодежи в новом фильме Егора Михалкова-Кончаловского

Тема перевоспитания молодого героя методом вынужденного дауншифтинга в контексте знакомства с самобытной российской глубинкой актуальна и востребована в современном отечественном кино. Тут тебе и коммерчески успешный «Холоп» Клима Шипенко, где оболтус «путешествует» не только в пространстве, но и во времени, и комедийный сериал «Жуки» о косящих от армии программистах. Процессу исправления других жертв пагубной системы — жуликов-чиновников — посвящены «Домашний арест» и «Год культуры». В своем новом фильме Егор Михалков-Кончаловский решил забросить юного избалованного мажора еще дальше — на Луну.

Кадр из фильма "На Луне"

Под Луной подразумевается малообитаемый, покрытый лесами и озерами уголок бескрайнего Русского Севера, куда наделенный властью и связями герой Виталия Кищенко отправляет своего нерадивого сына. Глеб — настоящий прожигатель жизни, завсегдатай ночных клубов, повеса и хулиган. После очередной попойки, в компании таких же нетрезвых друзей, он рассекает по Воробьевым горам на мощном спорткаре и «дает угла», красуясь перед развратной подружкой. Хаотичный дрифт своей тушкой останавливает внезапный пенсионер: отлетев от желтого крыла резвой тачки, он падает на асфальт и не подает признаков жизни. Инцидент можно было бы легко замять, если бы старик, по стечению обстоятельств, не оказался бы бывшим опером — легендой МУРа. Пока пострадавший находится на больничной койке, папаша решает «припрятать» Глеба и везет его в глушь к своему старому знакомому, егерю, присматривающему за заимками — небольшими хозяйствами с ночлегом и провизией для разбившихся в тумане рыбаков и заблудившихся туристов. Отец надеется, что суровый климат, отсутствие благ цивилизации, физический труд и общение с матерым отшельником вправят распетушившемуся дурачку мозги…

Пресс-конференция создателей фильма "На Луне" (17 февраля 2020 года)

Фото: Дмитрий Котов

С первых же сцен сюжет кажется вычурным и упрощенным, монтаж — рваным, музыкальное сопровождение — малоуместным. Персонажи — будто ожившие ярлыки: стереотипные «мажор», «чиновник», «мент»… Диалоги между ними выглядят схематичными и чересчур театральными, а шутки — наивными и даже плоскими. Начинающему 23-летнему актеру Ивану Архангельскому пришлось походить по ночным заведениям, чтобы присмотреться к соответствующим типажам. Выросший в небогатой семье из Курской области, он говорит честно: «Персонаж мне, в принципе, не близок. Я не мажор». Этот диссонанс проявляется в некоторых эпизодах, где чертам поведения Глеба и используемому им молодежному сленгу явно не хватает органичности. При этом не скажешь, что снято это всё из рук вон плохо, вовсе нет, но в предлагаемую историю просто-напросто не веришь, магия кино не срабатывает. К середине действа ситуация все же выправляется, пусть и не по динамике, но сценарно и актерски. По крайней мере, приключения становятся опаснее, увлекательнее и перестают напоминать надуманные зарисовки. Однако в фильме немало сомнительных художественных допущений. Например, что делал пожилой пешеход ночью посреди перекрестка на техническом направляющем островке, где, по идее, даже днем никто не ходит? Почему в карельской глуши, где совсем не ловит сеть, парень забирается на дерево и без перебоев общается по видеосвязи?

1 - Егор Кончаловский, режиссер; 2 - Иван Архангельский, актер, исполнитель роли Глеба; 3 - Сергей Сорочкин, продюсер

Фото: Дмитрий Котов

Сценарий изначально был прислан в «Фонд кино» и планировался к реализации Станиславом Говорухиным. Но со смертью маститого кинемаграфиста планы на проект изменились. В итоге сценарий был сильно изменен, и Кончаловский признается, что даже не помнит, как выглядел изначальный вариант. При ответе на вопросы журналистов он рассказал о своем видении проблемы: «От многих молодых людей просто откупились родители… Я пытаюсь влезть в голову 18—20-летнего… Не знаю, как собрать молодое поколение. Я смотрю на них с тревогой». Потому режиссер делает попытку подсветить подростковый цинизм, нигилизм и безответственное отношение к жизни рассуждениями главного героя о естественном отборе и ненадобности последнего шанса. Дескать, если совершил ошибку — так тебе и надо, сам дурак. На протяжении фильма Дед пытается популярно объяснить дерзкому протеже, что реальный уклад вещей чуть менее прост, очевиден и однозначен: то ледяной водой окатит, то одного в лесу оставит, то тушенку жрать запретит. Неформальные встречи с местным блюстителем закона тоже добавляют пикантности «лунным каникулам» Глеба. Прекрасная, но не всегда дружелюбная к человеку природа Карелии становится уместной декорацией для драматургических конфликтов. Съемочная группа работала в маленьком городке Лахденпохья недалеко от границы с Финляндией, и капризы погоды, в течение нескольких часов сменяющей высокие сугробы зеленой травкой и весенним солнышком, сыграли только в плюс аутентичной атмосфере картины.

В поиске ответов на извечный вопрос отцов и детей режиссеру в большей степени удалось поделиться своими соображениями и беспокойством с ровесниками, нежели научить уму-разуму ершистых и избалованных гиперопекой представителей поколения Z

Впрочем, есть ощущение, что в поиске ответов на извечный вопрос отцов и детей режиссеру в большей степени удалось поделиться своими соображениями и беспокойством с ровесниками, нежели научить уму-разуму ершистых и избалованных гиперопекой представителей поколения Z. Его взгляд на отбившуюся от рук молодежь по большей части так и остается взглядом человека другого времени и воспитания, потому и целевая аудитория ленты больше вписывается в возрастную категорию 50+. В числе однозначных достоинств фильма — неплохо переданная эстетика Русского Севера и роль Александра Балуева, который с возрастом, как кажется, раскрывает новые грани своего таланта, отходя от привычного типажа сильного широкоплечего мужика со стальным взглядом и военной выправкой. «На Луне» — кино, не рассчитанное на широкие массы, однако и как авторский проект оно вряд ли станет успешнее, чем предыдущие работы Егора Кончаловского.

Критиканство
| | География: Россия и СССР
Автор: |2020-02-25T10:46:54+03:0025 Февраль, 2020, 10:42|Рубрики: Премьеры, Рецензии|
Дмитрий Котов
Коренной москвич. Искусствовед, специалист по архитектуре. Автор видеоблога о достопримечательностях Москвы и не только. Между делом — суровый Grammar Nazi. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путем вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok