/, Подборки, Статьи/Опиум для всех и для никого

Опиум для всех и для никого

  • "Агата Кристи" в кино

Игорь Нестеров вспомнил, какие песни “Агаты Кристи” звучали в российских фильмах

Ровно 29 лет назад два брата с приятелями из города Асбест, что в Свердловской области, сыграли свой первый совместный концерт в актовом зале Уральского политеха. Этот день принято считать датой рождения самой декадентской российской рок-группы. Для тех, чьё детство и отрочество пришлось на 1990-е годы, сочетание слов «Агата Кристи» долгое время ассоциировалось вовсе не с английской писательницей, а с четырьмя отвязными музыкантами. После выхода альбома «Опиум» в 1995 году – «Агата» вырвалась из клубов на стадионы, а поклонники стали красить губы гуталином, мечтая попасть в сказочную тайгу, на которую смотрят вниз пьяные звёзды. Песни братьев Самойловых и Александра Козлова причудливо переплетают в себе надрыв и полёт, пафос и страх, отчаяние и надежду. Их сочинения – это сказки Гофмана и Гауфа, превращенные в психоделические электронные этюды. Композиции уральских рокеров намертво вросли в лихое безвременье, став аудио-памятниками эпохи.  Неудивительно, что «Агата Кристи» – единственная русскоязычная рок-команда, которая была удостоена международных музыкальных наград. Неудивительно, что российский кинематограф горячо полюбил экспрессивные и меланхоличные мелодии легендарного коллектива.

«Истерика»

Альбом «Позорная звезда» (1993)
Авторы музыки: Вадим Самойлов и Александр Козлов
Автор текста: Глеб Самойлов

Песня звучала в мультфильме Романа Козбарёва «Весёлые картинки. Фантазии в стиле ретро» (1996), а так же в двух фильмах Алексея Балабанова – «Жмурки» (2005) и «Кочегар» (2010). Здесь, будто, сплелись воедино три начала: русский абсурд, русский разгул и русский авось. Козбарёв использует фрагмент композиции в начальных титрах к своей пародии на отечественную мультипликацию, где Царевна превращается в Лягушку, Самоделкин – в ядерную боеголовку, Буратино изображает Гамлета, а Незнайка седлает Красного коня. Балабановский кадр вдыхает агатовскую музыку как воздух – ноту за нотой, аккорд за аккордом, наполняя ею затхлые интерьеры и обшарпанные городские пейзажи. «Истерика», как нельзя лучше, позволяет ощутить дух дикой свободы, который пьянил и мучил, создавая иллюзию, что всё позволено и всё нипочём.

«Дворник»

Альбом «Опиум» (1995)
Автор музыки: Глеб Самойлов
Автор текста: Глеб Самойлов

Сказочный и страшноватый агатовский сюрреализм не ускользнул от внимания Сергея Бодрова-младшего. Песня о метле времени, которая захлопывает двери в счастье, украсила богатый сборник саундтреков к единственной бодровской режиссёрской работе «Сёстры» (2001). В этой картине «Агата» звучит много и часто. Пожалуй, больше, чем в любом другом фильме.

«Секрет»

Альбом «Майн Кайф?» (2000)
Автор музыки: Глеб Самойлов
Автор текста: Глеб Самойлов

Аудио-отрывки этого трека использовались в нескольких фильмах от балабановского «Брата 2» (2000) и бодровских «Сестёр» до комедии «Квартета И» – «Быстрее, чем кролики» (2014). Классический агатовский сюжет о несчастной и мстительной любви приглянулся кинематографистам мрачным смыслом и пронзительным инструменталом. Ощущения от прослушивания примерно такие же, как от прочтения баллады Василия Жуковского «Людмила».

«Никогда»

Альбом «Майн Кайф?» (2000)
Автор музыки: Вадим Самойлов
Автор текста: Глеб Самойлов и Вадим Самойлов

Музыка, под которую Данила Багров неспешно взбирается на небоскреб, чтобы популярно объяснить вероломному американцу, в чём сила, и показать, как выглядит кузькина мать. Помимо вкрадчивого мотива, идеально положенного на видеоряд из «Брата 2», Алексею Балабанову определенно пришлось по душе настроение песни, которое сродни дантевским поэтическим блужданиям по кругам преисподней.

«Эпилог»

Альбом «Эпилог» (2010)
Автор музыки: Вадим Самойлов
Автор текста: Глеб Самойлов и Вадим Самойлов

Позднее детище «Агаты Кристи», в котором напоследок воскресают ключевые мотивы творчества группы – болезненное одиночество и созидательное уныние. Песню позаимствовала Валерия Гай  Германика для фильма «Да и да» (2014), включив её в кадр целиком и фактически создав полноценный видеоклип. Получилась готическая зарисовка в духе музыкальных короткометражек французской поп-дивы Милен Фармер с волками, ведьмами и тоской без конца, без начала.

«Я буду там»

Альбом «Позорная звезда» (1993)
Автор музыки: Глеб Самойлов
Автор текста: Глеб Самойлов

Музыкально-поэтическая квинтэссенция «Агаты Кристи». Этой песней Самойловы неизменно заканчивали свои выступления, в том числе последний концерт перед роспуском группы. Эта песня звучит в финале бодровских «Сестёр». Прощальный гимн, который дарит чувство, что смерть – ещё не конец и что где-то там за её таинственными чертогами мы встретимся с теми, кого любим. Назло скептикам. Назло врагам.

Критиканство
Автор: |2019-01-16T11:59:28+03:0020 Февраль, 2017, 18:36|Рубрики: Оффтоп, Подборки, Статьи|Теги: |
Игорь Нестеров
Гигант мысли, отец русской демократии, двойник Квентина Тарантино. Политическое кредо — всегда. Путешествует из Петербурга в Москву на манер Александра Николаевича Радищева. Предпочитает разумный центризм, эволюцию и темное пиво. Со смертью Махатмы Ганди потерял единственного достойного собеседника и ударился в эссеистику.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok