//“Лучший Андерсон из трех”. Рецензия на “Остров собак” Уэса Андерсона

“Лучший Андерсон из трех”. Рецензия на “Остров собак” Уэса Андерсона

Остров собак (Isle of Dogs), 2018, Уэс Андерсон

Любопытные мелочи и сравнения с “Отелем Гранд Будапешт”. Артур Корнилов рассказывает об анимационном фильме Уэса Андерсона

Поговаривают, что Уэс Андерсон снял “Остров собак”, чтобы загладить свою вину перед братьями нашими меньшими за то, что беспощадно пускал их в расход в своих предыдущих творениях. К сожалению, из фильмов конкретно этого Андерсона я смотрел лишь “Гранд Отель Будапешт”. И, если речь идёт об Агате, то и поделом, та ещё была сука. Но фильм получился безобразно замечательный, впрочем, как и его новое высказывание, с которого, собственно, и начался разговор.

Уэс Андерсон – самый, пожалуй, любопытный и странный из всех киноандерсонов, которых я знаю, а знаю я лишь трёх. Один из них снимает настолько эстетски и для статуэток, что даже непонятно, кто кого больше любит: он статуи или наоборот, статуи – его; второй Андерсон последний десяток лет снимает в слоу-мо свою жену но фоне зомби (хотя, быть может, весь материал отсняли ещё в 2010-м, и режиссер просто склеивает и перемонтирует выброшенный в корзину материал). Впрочем, судя по качеству его последних фильмов, «из корзины» сойдёт даже за комплимент. И вот третий Андерсон, как в любой сказке про трёх сыновей, поросят, толстяков, богатырей или кого-нибудь ещё, является наиболее примечательным, и примечательным не как какой-нибудь Алёша Попович из похабного анекдота «если бы у меня не встал», а как творец категорически оригинальный и крутой. Вообще эта присказка про двух других Андерсонов нужна исключительно для того, чтобы буквознаков набить и чтоб главред возрадовался объёму (главред возрадовался – прим. редакции). Знаки эти нужны только для того, чтобы ещё раз подчеркнуть – Уэс самый Андерсон из всех трёх.

Кадр из фильма “Остров собак”

Недалёкое будущее, Япония. Всех собак сослали в островное гетто (как евреев), и в перспективе собираются истребить, ибо от них блохи, зараза и собачий грипп. Юный мальчик-сирота, что находится под опекой самого злого и самого главного кошатника в стране, отправляется на поиски своего любимого пса. Тем временем на острове идут разнообразные тёрки между наспех сформировавшимися стаями собак за объедки и территорию. Именно об одной из таких стай и будет держаться сказ. Стая не представляет ничего особого, ибо в ней собрались бывшие любимцы-питомцы, обласканные кормами и стрижками, за исключением одной убер-дворняги по имени Шеф (пса великолепно дублировал Илья Исаев). Неудачно приземлившись на остров, юный мальчик встречается с обозначенной выше стаей, после чего следуют относительно захватывающие приключения, которые описывать весьма затруднительно ввиду бессодержательности оных.

Вообще, “Остров собак”, если сравнивать с другими поздними фильмами Уэса, – это триумф формы и исполнения над содержанием, ибо история насколько проста, настолько же и странна. Если вспомнить, о чём были «Королевство полной Луны» или «Гранд-Отель», то на поверхности останутся весьма простые истории, где мальчик встретил девушку и сбежал, или портье встретил управляющего и тоже сбежал. В последних фильмах у Уэса куда ни глянь, а везде побег. Вот и в «Острове» сначала сбежал мальчик, потом вместе с ним сбежали собаки. Бегут они вместе сквозь свалку и нечистоты в поисках счастья и правды. Вот и всё, более в фильме нет ничего, что касается сюжетных откровений. Предельно просто всё.

В последних фильмах у Уэса куда ни глянь, а везде побег. Вот и в «Острове» сначала сбежал мальчик, потом вместе с ним сбежали собаки. Бегут они вместе сквозь свалку и нечистоты в поисках счастья и правды

Но, как и отели с королевствами, «Остров» просто великолепен в мелочах, будь то мимолётные нейтрально-забавные шутки с собачьими трюками либо нагромождение языковых прослоек на манер мозгоразрывающего вступления в «Гранд-отеле», когда один персонаж рассказывал как ему рассказывал другой, которому рассказал третий (девочка в парке читает книжку, где старый писатель вспоминает, как ему в молодости рассказали историю). В «Острове» говорят преимущественно собаки и японцы, но если собаки говорят по-человечьи, то японцы – по-японски, а потому можно лишь догадываться, о чём эта фактурная тарабарщина, отчего становится смотреть лишь веселее, ведь вроде так оно и задумывалось? Или я смотрел бракованную версию, переведённую не до конца?

Нагромождая одну любопытную мелочь на другую, Уэс создаёт “Остров собак” эстетским продуктом, который очень вкусно и приятно смаковать. При этом его восприятие является не самым легковесным – в неверном окружении излишне категоричный зритель может обругать кино известным изречением Никиты (фильм – #####, а режиссёр – #######). Остается лишь надеяться, что всем нам повезёт, и во время просмотра этот зритель уснёт.

По своему исполнению – начиная от музыки и заканчивая целой россыпью заслуженных персон в кастинге – «Остров собак» поразительно похож на, например, «Гранд-отель». Там намеренная мультяшность и картонность некоторых декораций лишь усиливала фольклорную составляющую истории (в фильме историю пересказали не раз, пока она дошла до зрителя). В «Острове собак» кукольность происходящего воспринимается более реалистично.

Поговаривают, что текст, как и любое другое высказывание, необходимо заканчивать плавно, но я настолько лихо награфоманил, что слова расплескались и закончились прямо сейчас.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2018 | Сюжеты: Берлинале | География: США
Автор: |2019-01-10T13:54:27+00:0010 Январь, 2019, 11:38|Рубрики: Рецензии|Теги: , |
Артур Корнилов
Дикарь с острова невезения, маргинал напоказ, человек и пароход. Творческий метод наводит на мысли о дружелюбных зуботычинах и целительных булыжниках. Победил компьютер в шахматы, используя IDDQD. Имя ему — легион (на самом деле просто не помнит) . Любит красных дьяволов, пиво и тату. Имеет шаманский бубен, но никому его не дает.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok