Женщина в черном
Пиковая дама: Черный обряд, 2015, Святослав Подгаевский
Сергей Лозовский рецензирует “Черный обряд”.
Аккуратно снимите и вынесите на помойку все зеркала. Очень аккуратно, чтобы не дай Бог не разбить. Зеркало — это окно в другой мир. Туда, где все как у нас, только чуть-чуть навыворот. Левая рука становится правой, правая — левой. Кто знает, какие сущности могут обитать в этом чуждом измерении. Кто знает, в какой момент они захотят прорваться к нам… Особенно если любознательные детишки приветливо распахнут дверь и произнесут приглашение. Это может быть Кровавая Мэри, это может быть Кэндимэн или Пиковая Дама — неважно. Важно, что эта сущность непременно устроит кровавую баню, убивая всех встречных-поперечных, так что еще раз: вынесите на помойку зеркала. Не рискуйте. Безопасность важнее плохо выбритой физиономии и криво наложенного макияжа. Если что — мы предупредили!
“Пиковая дама: Черный обряд”, рецензия
Российский хоррор — вещь очаровательная в своей наивной неумелости. Заимствования, помноженные на паршивую игру актеров. Ужасы отечественного быта вкупе с классическими скримерами голливудского золотого стандарта. Годы идут, но мы никак не научимся. Гоголевский “Вий” вышел почти 50 лет назад, однако за полвека так и не удалось создать ничего лучше. И вот новая попытка — от Святослава Подгаевского, режиссера чудовищного “Владения 18”. В ход идут все козыри, обкатанные сотнями хороших и не очень ужастиков: зеркала, призраки с мутным прошлым, дети, заклинания, связь с духом посредством белого шума, всезнающие помощники, заброшенные больницы, сеансы экзорцизма (не пропадать же добру). Словом, все, что может пригодиться, суется в плавильный котел. Авось что-нибудь, да выстрелит. Ну и, как водится, если непрестанно палить из всех ружей, какая-то пуля, да залетит в цель. На общем унылом фоне российского ужаса “Пиковая Дама” смотрится не так плохо, хотя ремарка про “общий фон” тут действительно довольно важна.
В конце-то концов мы говорим о российском хорроре, разве тут когда-либо было иначе? Это убогий ребенок в не самой благополучной семье. И поневоле радуешься, когда он делает свои, пусть даже крохотные и незначительные успехи.
При просмотре кажется, что “Пиковая Дама” — это эдакий чуть более мейнстримовый вариант “Мертвых дочерей”, которые были неплохи, но все же излишне заблудившиеся в арт-хаусе. Подгаевский отлично создает мрачную безысходную атмосферу, в которой, растерянно озираясь, бродят герои, столкнувшиеся с неведомым. И уж совсем не удивляешься, увидев в титрах имя Павла Руминова. Пусть и в качестве музыкального супервайзера. Выполнившего свою работу, кстати, на отлично. Минималистичный темный гнетущий эмбиент идеально вписывается в картинку, дополняет ее, скрывает недостатки, заполняя периодически возникающие пустоты, помимо воли погружая зрителя в происходящее на экране. Столь качественная работа со звуковым сопровождением в новинку для нашего жанрового кинематографа.
Безусловно, фильм плох по многим параметрам. Он вторичен настолько, что буквально состоит из цитат и заимствований, он не всегда выдерживает темп, актеры второго эшелона все так же не умеют играть, регулярно сбиваясь на фальш, а отдельные сюжетные ходы заставляют лишь покрутить пальцем у виска. В конце-то концов мы говорим о российском хорроре, разве тут когда-либо было иначе? Это убогий ребенок в не самой благополучной семье. И поневоле радуешься, когда он делает свои, пусть даже крохотные и незначительные успехи. “Пиковой Даме” не суждено войти в историю жанра, однако со своим заданием создать неуютное тревожное настроение на вечер он в целом вполне справляется.