Поехали!

Накануне премьеры “Марсианина” мы решили пройтись по выдающейся космофантастике. Составить, так сказать, список, который был бы обязателен к просмотру любому киноману, любой домохозяйке и любому домашнему питомцу, которого вы усаживаете на диван рядом с собой перед тем, как включить DVD: будь то кот, мадагаскарский таракан или резиновая кукла.

Составлять список лучших нам помогала команда ведущих экспертов. Мы решили вспомнить, что у нас таки длинные руки, и пообщались буквально со всеми — от духа Роджера Эберта до девушки Прасковьи из Подмосковья, и в результате составили десятку фильмов, каждый из которых не грех бы отправить в космос, дабы потенциальные инопланетные умники видели, что мы тоже кое чего можем.

10. Прометей

Магия имени Ридли Скотта в действии. “Прометей” — это фильм, который на момент выхода обругали, кажется, вообще все. Кому-то ученые показались не шибко башковитыми, кому-то синие гуманоиды клоунскими, и абсолютно все решили, что возвращение Скотта во вселенную “Чужого” (от которой Ридли открещивался, как мог, но мы то знаем) не оправдало чаяний фанатов. Но режиссерское мастерство старика все еще при нем, работа дизайнеров заставила бы восхищенно цокнуть языком самого Карима Рашида, а нагоняемый отдельными сценами саспенс измеряется в каких-то промышленных величинах. И это мы молчим о том, что в касте блистают Майкл Фассбендер, Нуми Рапас и Шарлиз Терон. Хотя нет, уже не молчим.

9. Звездные войны. Классическая трилогия

“Звездные войны” — это проект мечтателей. Космические рыцари со своим кодексом чести, космические принцессы со своим бластером под подушкой, космические авантюристы со своими зверушками, иные планеты, иные расы, приключения, приключения, приключения. Классическая трилогия — это не только привет из детства, это еще и пример того, какой должна быть идеальная фантастическая сказка: захватывающей и вместе с тем чуть наивной. Да пребудет с вами Сила!

8. Пятый элемент

Всем известно, что Люк Бессон — тонкий проникновенный художник, снявший такие вещи как “Голубая бездна”, “Леон” и “Ангел А”. Но время от времени он выглядывает из своей раковины чистого искусства и начинает куражиться, снимая безбашенное развлекалово. “Пятый элемент” таким и есть: с драками, перестрелками, оперными партиями, вселенскими злодеями и Брюсом Уиллисом, в эпоху космических путешествий спасающим Вселенную последней спичкой. “Пятый элемент” не претендует на анналы истории и попадание в киноучебники. Он лишь исключительно хорошо делает свою работу — доставляет лютое, бешеное удовольствие во время просмотра. За что и любим!

7. Луна 2112

Дэвида Боуи многие считали инопланетянином. И было за что: все эти Ziggy Stardust, Ground control to major Tom, Life on Mars и все такое прочее. Неудивительно, что его сын первым делом обратил взгляд к небу, поместив своего героя на Луну. Тягучий, напряженный триллер с мощнейшим финалом и отличной игрой Сэма Рокуэлла, “Луна 2112” стал фильмом, парадоксальным образом сочетающим в себе крайне скромную прокатную судьбу с любовью миллионов фанатов научной фантастики.

6. Чужие

Если где-то есть рай для режиссеров, снимающих сиквелы на уровне оригинала (уверен, там будет не особо людно), то в свое время Джеймс Кэмерон там будет ходить гоголем, щелкая по ушам иных постояльцев, ибо в его послужном списке не только Т2, но и не менее культовое продолжение “Чужого”. Вместо герметичного хоррора — фантастический боевик со шквальным огнем и бригадой космических спецназовцев. Пожалуй, это было именно то продолжение, которого мы ждали. И пожалуй, никто не смог бы исполнить его лучше, чем Кэмерон, режиссер, умеющий сочетать саспенс с лиризмом, а экшен с драмой. Ридли Скотт намекал, что в Космосе никто не услышит твой крик, но Кэмерон знает, что в иных местах Вселенной вы не одиноки. И тут уж кричи не кричи.

5. Гравитация

Очевидно, что гениальный оператор Эммануэль Любецки давно перерос законы физики. Земля держала его за ноги, гравитация мешала его камере воспарить, как должно. Но
потом пришел Куарон и сделал фильм в невесомости. Архимед просил точку опоры, а Любецки всего лишь надо было лишить ее, чтобы создать прекрасное. И он так вдохновенно летал вокруг отчаянно пытающейся вернуться на землю героини Сандры Буллок, что голова шла кругом. Гравитация — отнюдь не шедевр сценарной мысли, но по уровню технического воплощения это новое слово в кино, своеобразная точка отсчета. Эммануэль махнул рукой и сказал: “Полетели!”

4. Интерстеллар

интерстеллар

За что бы ни брался Кристофер Нолан, все превращается в золото. Да, мир делится на тех, кто считает его Богом, делящим на СуперНоль все потуги прочих на мейнстримовый кинематограф, и на тех, кто уверен, что Нолан — претенциозная пустышка (истина, как это водится, посередине). Но факт остается фактом — этот одаренный ремесленник создал очередной фильм, о котором говорят на каждом углу. И все же чертовски здорово, что на этот раз он решил полететь в космос. И солидный научный базис прекрасно оттеняет эту, в общем-то достаточно сентиментальную семейную историю об очень, очень долгой дороге домой.

3. Чужой

Абсолютно новаторское кино. В 1979 году Ридли Скотт совершил маленькую революцию, доказав, что фильм о монстрах может стать настоящим искусством. В свое время создатели получили отлуп от всех кинокомпаний — никто не хотел браться за столь рискованный проект. В итоге Фоксы рискнули и победили. “Чужой” десятикратно окупил свой бюджет, получил две номинации на “Оскар”, зародил сверхуспешную франшизу и стал суперкультом, обязательным к просмотру всем без исключения. Декорации Гигера и музыка Джерри Голдсмита прилагаются. Время вспомнить старое доброе: сейчас так уже не снимают.

2. 2001 год: Космическая одиссея

Этот топ был бы невозможен без Кубрика. Однажды он установил гигантский монолит на поверхности Земли. А потом уселся сверху и, посмеиваясь, стал наблюдать за попытками прочих осознать величие его проекта. По “Космической одиссее” впору писать философские трактаты, по выверенной до последнего штриха картинке впору учить снимать кино. 485 часов отснятого материала с помощью филигранной работы монтажных ножниц превратились в два с половиной часа НФ-философского шедерва о поиске человеком себя в этом мире.

1. Солярис

О том, как сильно Станислав Лем, автор оригинального “Соляриса”, ненавидел фильм Тарковского, ходят легенды. Он, дескать, писал совсем о другом. О том, что космос непознаваем и потому прекрасен. Понятно, что художник калибра Тарковского не стал пользоваться чужими идеями. Он лишь воспользовался сюжетной канвой, создав свой собственный Солярис. Сейчас, читая историю создания фильма, трудно представить, на какие ухищрения шла съемочная бригада, дабы создать проект такого масштаба. Трудно представить, что необъятный мыслящий океан снимался в обыкновенном тазике. Увидеть большое в малом, взять за основу мысль и вырастить из нее философскую концепцию, найти образ, в котором можно зашифровать бездну — Тарковский был в этом мастер. Его фильм не имеет размаха “Космической одиссеи”, но он говорит о не менее важных для нас вещах. От сердца к сердцу.

Telegram
| |
Автор: |2019-01-05T13:54:06+03:007 Октябрь, 2015, 18:59|Рубрики: Подборки, Статьи|Теги: , |
Сергей Лозовский
Поклонник мягкого слога и изящных форм. Уравновешенный искатель истины с чувством меры и вкуса. Знаток жанров фантастических и эрудит жанров иного профиля. Способен отрецензировать что-угодно: от мудреных книг до детской считалочки, следуя кредо: о сложном – просто, о простом – без упрощений. Помимо прочего, имеет склонность к безудержному веселью, дружелюбен и ценит хорошее пиво.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok