//Премьера: “Камон Камон” Майка Миллса

Премьера: “Камон Камон” Майка Миллса

Услышь завтрашний день

Камон Камон (C’mon C’mon), 2021, Майк Миллс

Дмитрий Котов — о проблеме отцов и детей в фильме Майка Миллса

Не очень плодовитый режиссер Майк Миллс в первую очередь известен по драмеди «Женщины ХХ века» и фильму «Начинающие», за роль в котором Кристофер Пламмер получил массу наград, включая «Оскар». «Камон Камон» — еще одна житейская история о простых американцах, их характерах и проблемах, снятая в расслабленной лирически-меланхоличной манере, не лишенной юмора. Попутно отметим удачное решение пустить фильм в российский прокат без дословного перевода названия, ведь «Давай-давай!» звучало бы уж слишком «по-нашему».

Радиожурналист Джонни колесит по Штатам, записывая интервью с детьми и фиксируя в аудиоформате их суждения, мечты, надежды, страхи, радости и заботы. С сестрой Вив Джонни не разговаривал уже год — после смерти страдавшей от деменции матери их отношения надломились. Однако обстоятельства складываются так, что Вив вынуждена уехать из Лос-Анджелеса в другой город, чтобы ухаживать за супругом, который переживает обострение психического расстройства. Их девятилетний сын Джесси временно оказывается на попечении у дяди. Джонни соглашается присмотреть за племянником, но с опаской: ведь своих детей у него никогда не было, а Джесси — сорванец хоть и смышленый, но порой ведет себя эксцентрично. Отложить следующую командировку Джонни не может, поэтому берет пацана в охапку, и парочка отправляется сначала в Нью-Йорк, затем в Новый Орлеан — записывать новые звуки и увлекательные истории. Эта поездка, как подсказывают нам законы драматургии, изменит жизнь обоих…

«Камон Камон» — винтажное черно-белое кино, размеренно, задумчиво и слегка лениво перетекающее из одной локации в другую через каверзные ситуации и философские измышления на вечную тему отцов и детей. Оно, условно говоря, состоит из двух смысловых планов. На переднем — локальная история взаимоотношений взрослого и ребенка, фоном для которой служит более глобальный социокультурный контекст, сформированный как беседами с ребятами разных национальностей, цвета кожи, воспитания и достатка, так и множеством цитат из литературных произведений, которые то и дело почитывает Джонни. Монохромность картинки, отсутствие ярких красок и ненавязчивость саундтрека концентрируют внимание зрителя на звуках, повышают значимость диалогов и отдельных фраз, подсвечивают содержание произнесенных слов. «Камон Камон» — преимущественно аудиальное кино.

Кадр из фильма “Камон Камон”

Сюжет фильма имеет для Майка Миллса автобиографические нотки: некоторое время назад он участвовал в проекте по интервьюированию детей из Кремниевой долины. Маленькие собеседники Джонни — вовсе не актеры. Это обычные дети, которые прекрасно знали, что их снимают для кинофильма и что вопросы им задает известный актер Хоакин Феникс. Однако их истории — подлинные, каждый ведет беседу искренне и от сердца, рассказывая о том, что его действительно волнует. Этот документальный аспект, интегрированный в плоскость игрового кино, без сомнения, делает картину более живой и — как бы банально ни звучало — настоящей. С другой стороны, из-за объективно вялой динамики, низкого уровня событийности и интеллигентного, местами слишком тонкого юмора, у экспрессивных экстравертных натур, жаждущих экшена и зрелищ, на сеансе есть все шансы заскучать… Камон, не спать!

Для Феникса роль радиожурналиста Джонни стала первой после оскароносного Джокера. Отличный актер предстал в новом, непривычном для себя, но крайне точно пойманном образе немолодого седеющего мужичка с пивным пузиком. На первый взгляд — занудный интроверт, тихоня и бормотун, на самом деле способен искренне зажечься новой идеей, удачно пошутить, а порой и всерьез вспылить. Джонни глубоко переживает любые трудности, страхи, болезненные воспоминания, тревоги, досадные промахи и маленькие, но важные победы. Иными словами, типичная творческая натура и личность тонкой душевной организации. Неравнодушие и чуткость героя Феникса — ключ к раскрытию Джесси как персонажа неординарного — мальчика со своими особенностями и причудами.

«Камон Камон» — винтажное черно-белое кино, размеренно, задумчиво и слегка лениво перетекающее из одной локации в другую через каверзные ситуации и философские измышления на вечную тему отцов и детей.

Что есть норма и где пролегает граница нормальности? Почему Джесси играет в странные игры, прикидываясь сиротой, у которого умерли родители? Почему придумывает конспирологические теории о правительственных заговорах и взахлеб рассказывает их дядиным коллегам? Почему в самый ответственный момент дурачится, сбегает, обманывает и прячется, заставляя бедного родственника пугаться до чертиков? Обычные трудности воспитания? А вдруг — дурная наследственность?.. Впасть в ступор и не найти ответа на вопрос «Что мне делать с этим чадом?!» — нормально?.. Волей-неволей Джонни постепенно нащупывает ответы на эти и другие вопросы, набираясь бесценного отцовского опыта и сопутствующих впечатлений. Что, конечно, поможет ему разобраться и в своем прошлом, и в отношениях с сестрой. На примере одной семьи Миллс показывает, что можно быть обычным американцем и уникальной личностью одновременно. Индивидуальностью, которая парадоксальным образом становится элементом глобального паттерна — национального, мультикультурного, общемирового.

Тот самый бэкграунд, поверх которого развернулась история Джонни и Джесси, весьма незатейлив и вписывается в известную пословицу: устами младенца глаголет истина. Конечно, акценты ожидаемо смещены в сторону идей равноправия и терпимости. Однако каждый ребенок, каким бы он ни был и в какой бы семье ни родился, желает светлого будущего для себя и своих близких, а первостепенная задача взрослого — сделать всё, чтобы детские желания стали явью. Камон! Камон! Это ли не призыв к действию?

Критиканство
| |
Автор: |2022-02-13T13:28:16+03:0014 Февраль, 2022, 11:44|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Дмитрий Котов
Коренной москвич. Искусствовед, специалист по архитектуре. Автор видеоблога о достопримечательностях Москвы и не только. Между делом — суровый Grammar Nazi. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путем вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok