Press start to continue

В связи с выходом Warcraft Посткритицизм предлагает вспомнить фильмы, снятые по мотивам видеоигр: как удачные, так и провальные, и задуматься над причинами и тенденциями популярности и антипопулярности такого кино. А также попытаться понять, каким получится экранизация самой известной из игровых вселенных.

Ахой, геймеры! Интерактивные развлечения давно приближаются по качеству к лучшим представителям кинематографа, по крайней мере – с точки зрения проработки характеров, выдерживания атмосферы и интересности сюжетных линий. Но – как отдельные произведения, ведь игры по фильмам зачастую представляют собой чудовищную казуальщину, без участия крупнейших студий (никто не слышал, чтобы, к примеру, Valve брала подряд на игру по какому-то кино), а сами студии предпочитают создавать оригинальный контент. В обратном процессе тоже не все гладко: кино по играм выходит не так чтобы много, за всю историю – на пальцах пары человек пересчитать, а удачными становятся и вовсе единцицы. В чем же причины? Ведь другие традиционно гиковские развлечения – читай, комиксы – давно и прочно обосновались на киноолимпе, и собирают невероятную кассу, даже если на проверку оказываются полнейшей чушью (как Dawn of Justice).

Условно кино по видеоиграм можно делить на множество категорий по различным признакам: бюджет, наличие звезд первой величины, наличие/отсутствие в первоисточнике сюжета, удача/провал в попытках воссоздать ключевые элементы популярности базовой игры – и при определенной сноровке можно заметить, какие из факторов сильнее влияют на итоговый результат. Возьмем, к примеру, бюджет. Отнесем к этой категории также студию и команду – все же есть разница, взялись ли за дело «Дисней» с «Принцем персии» или Уве-не-к-ночи-помянут-Болл, с каким-нибудь «Бладрейном». Без всяких сложностей видно, что в подавляющем большинстве случаев зависимость качества от инвестиций прямо пропорциональная: в кино по играм артхаусу, в значении «недорого снятое крутое кино со смыслом» ,не место – таких примеров просто нет. Игры, знаменитые и классные исключительно по геймплейным причинам, скорее всего вообще не поддаются экранизации, все же игровой процесс от киноопыта слишком отличается. Нельзя снять недорогой квест, типа Full Throttle, или TBS типа HoMM – из них не сделать кино в принципе. Фильмы по играм требуют бюджета, и точка, пока не доказано обратное.

При этом наличие денег важнее, чем наличие звезд первой величины, но наличие ни одного из факторов все равно не будет определяющим для качества. Необходимо, но недостаточно, если в математических терминах. Возьмем, к примеру, провальные «Хитмены», или Dungeon Siege. Или «так себе» Resident evil. Стетхэмы, Йововичи и прочие Закари Куинто не обеспечивают успеха, и даже постоянно растущие бюджеты (сравните стоимость Resident evil – с 30 до 65 миллионов за 5 частей) не гарантируют удачный результат. А если вспомнить файтинги, традиционно прилично экранизируемые, то можно заметить, что селебрити вовсе необязательны. Оставим DoA, он про сиськи и только, но кто скажет, что «Уличный боец» с Ван-Даммом в главной роли лучше, чем народно любимый «Mortal Combat», где суперзвезды только на вторых ролях? Кристофер Ламберт хорош в роли Рейдена, с этой своей чудесной хрипотцой, но необязателен. Кэри-Хироюки Тагава прекрасен со своими гримасами злого колдуна и голосом азиатского Джеймса Эрла Джонса, но запоминается не только он. Да, сейчас приключения Лары Крофт неотделимы от Джоли, но честно – сгодилась бы любая красотка соответствующего типажа, чудес актерского мастерства все равно ожидать не стоит. Итак, пока что: бюджет – обязателен, крутые актеры – опционально.

Геймплейная составляющая оригинала не оказывает вовсе никакого влияния на качество кино, по наблюдениям. Легко представить приличный фильм по какой-нибудь гриндилке, той же Diablo, или – я уверен, тысячи и тысячи ждут – по Starcraft, безо всякого корейского микро. Doom получился серединка на половинку, но вовсе не потому, что стреляли от первого лица недостаточно. Относительно сюжета все не так просто. Из Half-life или Portal могло бы получиться отличное кино, однако в реальности пока прослеживается следующая тенденция: чем проще оригинальная история, тем больше пространства для маневра у кинематографистов. Игр с мощным сюжетом пока не было в кино, по крайней мере – удачных, Dungeon Siege в качестве примера. Может быть, к ним просто боятся подступиться? Angry birds, Tekken – легко, или тот же Tomb Raider, но масштабным историям, видимо, тесно в киношных двух часах. Это прослеживается не только с играми, достаточно открыть любой массовый рейтинг, типа «кинопоиска»: премьеры последних лет с приличными оценками можно пересчитать по пальцам, а вот неспешные сериалы набирают все большую популярность. Есть пространство, есть шанс показать не историю, но серию историй, не зарисовку, но целый мир. То ли дело в инерции мышления и привычке, то ли сюжеты потихоньку заканчиваются, а смельчаков недостаточно. С другой стороны, нет причин думать, что развитие заложенного сюжетного потенциала, без дословного переноса на экран, будет чем-то плохо. Файтинги, конечно, пример неудачный, но добавление сюжетных надстроек обычно не выглядит чем-то чуждым, напротив – необходимым.

Теперь к сути: основная задача при экранизации интерактивных развлечений – разобраться в том, почему игра хороша, и попытаться это воссоздать. Назовите «атмосферой», назовите «ощущениями» – как угодно, но бессмысленно снимать, не поняв главного. Получится «Bloodrayne», Щидевр от людей, открыто признававшихся в том, что в игру не играли. Инвестор был пьян, что ли?.. Именно поэтому отчаянно плох Max Payne, которому недостает нуарности оригинала, стилистики Sin City. Или еще один пример – оба фильма не очень, но Survival horror – атмосферу попытались создать именно в Silent Hill (первом), за что им честь и хвала, а Resident Evil, провальный как экранизацию, вытаскивает милая Милла. Именно поэтому еще нет экранизаций игр от гигантов индустрии – Valve или Blizzard.

Может быть, мы увидим когда-нибудь Starcraft: The movie, Left 4 Dead, какой-нибудь Final Fantasy или понаблюдаем за приключениями доктора Фримена, но вряд ли в самое ближайшее время. Хотя первый, так сказать, блин – Warcraft – уже выходит на экраны. Посмотрим, комом ли получится. В первую очередь «Варкрафт» будет дорогим и ярким студийным блокбастером «по мотивам», в привычном мире, с сохранением атмосферы или хотя бы попыткой ее сохранить, и наложением этого на незатейливую базовую киноисторию, легко умещаемую в два часа. А вот удалось ли понять, за что геймеры любят Азерот – узнаем.

Критиканство
| |
Автор: |2019-01-05T21:18:19+03:0027 Май, 2016, 14:54|Рубрики: Подборки, Статьи|Теги: , |
Глеб Тимофеев
Коренной москвич, с киноманской точки зрения ― Майкл Бэй, помноженный на Ларса фон Триера. В общем, развлекающийся провокатор или провокационный развлекатель. Подсаживает всех вокруг на карточные игры, чем обеспечивает себе определенные дивиденды.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok