Вампука
Андрей Волков – о фильме-катастрофе Алексея Нужного
Перефразируя фамилию постановщика, сложно не заметить, что Алексей Нужный стал так необходим нашему кинематографу, что за последние годы чуть не вышел в ведущие коммерческие режиссёры. Чуть – потому что одной успешной комедии «Я худею» всё-таки мало. Следом была, правда, комедия от «Квартета И» «Обратная связь», но эта комическая труппа всё-таки не имеет такой большой аудитории, как, например, условные «Ёлки», к которым Нужный тоже приложил руку. Без блокбастера нельзя было обойтись, и им стал «Огонь», вобравший в себя многие мотивы западных лент о пожарных. Публика «Огонь» приняла очень тепло (сори за каламбур), а вот критики привычно ворчали. Нужный же продолжает держать нос по ветру, думая, где бы ещё он мог пригодиться.
«Огонь» – хорошая иллюстрация отличия нашего блокбастера от голливудского. Он был произведён на студии Никиты Михалкова «ТриТэ», который всегда желал быть нашим Стивеном Спилбергом, но, как водится, желания расходятся с возможностями. Сам Никита Сергеевич постановщик очень талантливый (даже с учётом сомнительных картин последних десяти лет), застолбивший себе место в пантеоне лучших деятелей российского кино, но как продюсеру ему не хватает чутья на дарования. Если на студии Стивена Спилберга снимали свои картины такие мастера, как Джон Лэндис, Джо Данте, Тоуб Хупер, то «ТриТэ» повезло разве что с Николаем Лебедевым, снявшим целых два фильма. Алексею Нужному, может, и выпала удача высоких кассовых сборов за «Я худею» и «Огонь», однако постановщик он довольно средний – его фильм-катастрофу легко критиковать по части сценария, особенно благодаря предсказуемым сюжетным ходам, которые не оставляют от сюжета и грана реализма.
В прологе картины в команде главного героя Алексея Павловича погибает новичок, и этот ход нужен только за тем, чтобы этот персонаж, наконец, познакомился с ухажёром своей дочери, который пришёл на замену. Эта линия настолько нагло просчитана, не прикрыта мясом жизненности, что просто нет слов. Вроде, у нас во ВГИКе должны изучать лучшие образцы голливудских блокбастеров, к которым принадлежит прекрасный триллер «Обратная тяга» (1991). Да и ремейк советского «Экипажа», осуществлённый Николаем Лебедевым, не казался столь предсказуемым и безжизненным – ну это уже к вопросу о большом таланте постановщика «Экипажа» и весьма средних способностях Нужного. Даже отношения дочери с отцом старательно копируют сюжетные ходы «Армагеддона», но, увы, и у Майкла Бэя всё куда реалистичнее.
Кадр из фильма “Огонь”
Константин Хабенский – прекрасный актёр, но сценаристы, одним из которых был сам режиссёр, словно уподобились Ларсу фон Триеру, поставившему пять препятствий Йоргену Лету в одноимённом фильме. Актёру порой удаётся перебороть полностью провальную линию его персонажа и показать честного и мужественного человека, разрывающегося между работой и дочерью, которая влюбилась в совершенно неподходящего ей, по мнению отца, человека. Им является молодой пожарный Роман Романыч, который с лёгкостью сойдёт за пародию на современную молодёжь – воспринимать его серьёзно непросто, особенно в паре со Стасей Милославской. Между актёрами нет химии, а без неё играть любовную историю невозможно. Видимо у Стаси один Петров на уме, хоть целоваться с Иваном Янковским в кадре согласилась – и то хорошо.
Вот персонажи из команды героя Хабенского вышли куда удачнее – и нелюдимый Пётр, и весельчак Максим, и силач Серёга -, но сценаристы не думали о развитии характеров второстепенных героев. К примеру, начальник лесоохраны Громов под воздействием совершенно неубедительного, детского монолога дочери Алексея Палыча, вдруг резко меняет своё решение и летит непонятно куда спасать непонятно кого. Подобная перемена совершенно не объяснена сценаристами и нужна только лишь за тем, чтобы пожарных спасли. Любовь Петра к Зое также возникает подобно роялю в кустах – ну нельзя так относиться к драматургии! Единственный цельный персонаж, это Максим Шустов, которого очень хорошо сыграл Тихон Жизневский – его самопожертвование логическое продолжение его характера, оттого и трогает зрителя.
Конечно, сложно не отдать должное Виктору Сухорукову и Юрию Кузнецову – им и сценарий не нужен. Они любого героя сделают достоверным, как сосед или даже друг зрителя. Можно было бы похвалить и спецэффекты, но с учётом большого бюджета было бы странно лицезреть халтуру.
Для одного просмотра работа Нужного вполне сгодится, но едва ли кто-то из зрителей будет вспоминать её с теплотой, как «Обратную тягу» Рона Ховарда или даже новую версию «Экипажа»
В целом, сложно добавить что-то новое к критическим мнениям Антона Долина и Ларисы Малюковой, разве что заключить, что для одного просмотра работа Нужного вполне сгодится, но едва ли кто-то из зрителей будет вспоминать её с теплотой, как «Обратную тягу» Рона Ховарда или даже новую версию «Экипажа». В связи с этим посвящение пожарным воспринимается ненужным бахвальством – что ж вы фильм-то лучше им не сняли, ведь получилась же у Сарика Андреасяна трогательная драма «Землетрясение», в память о трагедии армянского народа, случившейся в 1988 году.
Увы, российскому кино, порвавшему свою кровную связь с советской культурой, ещё учиться и учиться у заграничного брата, дабы иметь возможность конкурировать с голливудскими триллерами и катастрофами за любовь зрителей. Пусть «Огонь» вызвал ажиотаж среди киноманов, став одним из самых кассовых фильмов сезона, однако – и то видно, например, по отзывам на КиноПоиске – далеко не все остались довольны. Многие ругают работу Нужного, говоря, что ни фильм этот, ни сам режиссёр не нужны российскому кино, а необходимы новые Сергеи Бондарчуки, Юрии Озеровы, Александры Митты, да где их взять-то. Если Голливуд вполне может переманить к себе талантливого европейца, вроде Роланда Эммериха, то к нам поедут разве что халтурщики, соблазнившиеся возможностью пилить бюджетные деньги Фонда кино и не нести за это никакой ответственности.
В Якутии, между тем, и в самом деле горят леса, и в свете этого стихийного бедствия неумелая постановка Алексея Нужного выглядит особенно плачевно – лучше бы направили бюджет фильма на ликвидацию реальных пожаров, вместо того, чтобы снимать блокбастер-однодневку.