//Рецензия на “Полночное небо” Джорджа Клуни

Рецензия на “Полночное небо” Джорджа Клуни

Все умрут, а мир останется

Полночное небо (The Midnight Sky), 2020, Джордж Клуни

Артур Сумароков – о фантастической картине Джорджа Клуни

2049 год. Человечество столкнулось с глобальной климатической катастрофой, в результате чего население пришлось эвакуировать с Земли. Впрочем, не все пожелали улететь. На полярной станции, мучаясь от неизлечимой болезни, находится учёный Августин, у которого неожиданно для него самого появляется компания в виде юной и смышленой Айрис. Между тем, где-то в далёком космосе завис исследовательский шаттл “Эфир”, экипаж которого немного не в курсе постигшей Землю катастрофы.

Режиссура Джорджа Клуни с каждым новым фильмом становится все более пресной и хоть сколько-нибудь внятной. Ростки творческой то ли апатии, то ли самоуверенности в собственной авторской непогрешимости были заметны ещё в “Охотниках за сокровищами”, а откровенно неудачный “Сабурбикон” уже казался в большей степени паразитарным на сценарии братьев Коэн и их наследии в целом кинопроизведением, даром что с выдающимися актёрами в главных ролях.  “Полночное небо” со стороны и при идеальной расстановке сил должно было открыть второе дыхание в режиссерской карьере Клуни, ведь эта лента стала первым обращением постановщика к тропам фантастического жанра.

Кадр из фильма “Полночное небо”

Но не срослось: Джордж Клуни как режиссер утратил чувство ритма, чувство стиля, и чувство, в конце концов, времени, при том что “Полночное небо” обращено к не такому уж далекому будущему. И без того не самый выдающийся, но крайне обаятельный литературный первоисточник – роман “Доброе утро, Полночь” Лили Брукс Долтон – в фильме чрезвычайно обеднился, рассыпавшись в труху из банальностей, умноженных на крайне скучную художественную реализацию, отчего фильм выглядит как дорогостоящий пилот никогда не существовавшего научно-фантастического сериала. Книга, тем не менее, была и на порядок жестче, и фокусировалась не только на теме вселенской отчужденности, которая стала в картине чуть ли не единственной существенной, тогда как все другие важные аспекты книги, будь это рефлексии на тему климатического апокалипсиса или конфликт между рациональностью науки и ирррациональностью чувственной сути человека, остались практически за бортом фильма.

“Полночное небо”, по меньшей мере, кажется не самым обязательным фильмом как в своем жанре, так и в фильмографии самого Клуни, солирующего у себя же в главной роли. Пошла ли на пользу ленте такая многозадачность со стороны Джорджа Клуни? Едва ли, поскольку фильм с лёгкостью переходит границы откровенного авторского самолюбования в кадре, не выдавая в этом самом кадре ничего по-настоящему выдающегося в плане актёрской игры. Тем не менее, самые лучшие сцены фильма как раз связаны с Августином и Айрис. При всей пережатой мелодраматичности их взаимоотношений актёрам и героям хотя бы веришь, ощущая даже сквозь экран всю драматургическую убедительность персонажей Клуни и Каойлинн Спрингэлл, между которыми присутствует пресловутая химия. В свою очередь, экипаж шаттла “Эфир” населен узнаеваемыми лицами (Дэвид Ойелоуо, Фелисити Джонс, Кайл Чендлер), однако их герои страдают тотальной шаблонностью.

Джордж Клуни как режиссер утратил чувство ритма, чувство стиля, и чувство, в конце концов, времени. И без того не самый выдающийся, но крайне обаятельный литературный первоисточник – роман “Доброе утро, Полночь” Лили Брукс Долтон – в фильме чрезвычайно обеднился, рассыпавшись в труху из банальностей, умноженных на крайне скучную художественную реализацию

Само собой, Джордж Клуни хорошо владеет инструментарием рассказчика, и, при всей затяжной экспозиции двухчасового фильма, “Полночное небо” не выглядит излишне занудно. Фантастический сеттинг, между тем, даже не пытается впечатлить. При всей доскональной убедительности происходящего фильм отличается редкостной бесхитростностью в использовании затертых клише мировой кинофантастики в диапазоне от “Соляриса” Тарковского до относительно недавнего “Высшего общества” Клэр Дени. Что характерно, у Андрея Тарковского, Клэр Дени, Стенли Кубрика, Дени Вильнева, Ридли Скотта etc фантастика была лишь поводом для вдумчивой дискуссии про настоящее. И “Полночное небо” полнится всеми возможными актуальными хэштегами, не отличающимся большой оригинальностью: климатическая угроза, кризис идентичностей, новый старый конфликт поколений. Однако любые попытки высказаться на эти вопросы внутри фильма терпят значительный крах ввиду неприятной приторности и предсказуемости ответов. Естественно, не стоило и ждать каких либо откровений от картины, но “Полночное небо” проговаривает все заскорузлые трюизмы с таким ошарашенно важным видом, будто они реально могут иметь силу и воздействие на зрителя, испорченного инфодемией и вообще всем 2020 годом. Причем проговаривание различных простых истин – берегите землю, мать вашу, а то она своих детей абортирует, любите друг друга как братья и сестры, отцы и дочери (не будем думать о позитиве инцеста), в космосе никто не услышит ваш крик  – на втором часу фильма приобретает нездоровый оттенок фанатизма, который, вполне вероятно, и благо для блаженных зумеров как Грета Тунберг и толпы её радикальных обожателей, но и все хорошее рано или поздно может стать палкой о двух концах, если вся идеология в ленте подпорчена неуместным осторожничаньем. Утомляющая патетика, в конце концов, убивает весь тот немногочисленный экшен, который разбавляет общий слезовыжимательный тон фильма до поры до времени. Все умрут, а мир останется, уже без нас.

ВКонтакте
| | География: США
Автор: |2021-05-30T15:58:19+03:0031 Май, 2021, 12:31|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Артур Сумароков
Гедонист, нигилист, энциклопедист. Укротитель синонимических рядов и затейливого синтаксиса. Персональный Колумб Посткритицизма, отправленный в плавание к новым кинематографическим землям. Не только знает, что такое «порношаншада», но и видел это собственными глазами. Человек-оркестр, киноманьяк, брат-близнец Ртути. Останавливает время, чтобы гонять на Темную сторону Силы и смотреть артхаус с рейтингом NC-17. Возвращается всегда с печеньками.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok