//Рецензия на “Слуг Сатаны” Джоко Анвара

Рецензия на “Слуг Сатаны” Джоко Анвара

Удачный ремейк

Слуги Сатаны (Pengabdi Setan), 2017, Джоко Анвар

Андрей Волков разбирает ремейк индонезийского хоррора

Индонезийский кинематограф не настолько известен в мире, как ряд других азиатских школ, прежде всего гонконгская и японская. После обретения страной независимости от Нидерланд наиболее признанным в мире стал основатель национального кино Усмар Исмаил. Также в 1980-е гг. получили известность за пределами страны некоторые фильмы Ачкила Анвари, Аризала, Х. Джут Джалиля, а также Сисворо Гаутама Путра.

Именно Путра снял в 1980 году оригинальных «Рабов Сатаны», где предложил религиозную трактовку проявлений полтергейста в отдельно взятом доме. Фильм быстро снискал культовый статус, но долгое время был недоступен в хорошем качестве для поклонников азиатского хоррора. Режиссёр ремейка Джоко Анвар также поспособствовал популяризации оригинала, ведь его фильм имел прокат на Западе, где собрал весьма внушительную сумму в 16 миллионов долларов.

Джоко Анвар ныне один из самых известных индонезийских режиссёров. Он работает в основном в жанрах триллера и хоррора, однако его фильмы определяют в категорию «авторское кино» и показывают на международных кинофестивалях. Не стала исключением и его версия «Рабов Сатаны», которые показывали даже на весьма влиятельном Роттердамском кинофестивале.

Джоко Анвар вспоминал, что именно просмотр фильма Путра сподвиг его заняться кинорежиссурой. Он давно мечтал снять ремейк этого фильма, однако понимал, что, помимо безусловного таланта, проект потребует и финансовых вложений.

Кадр из фильма “Слуги Сатаны”

Нельзя сказать, что студия Rapi Films, выпустившая когда-то оригинал, предоставила Анвару большой бюджет. Однако полученных денег вполне хватило на приличный грим для призраков и зомби, пусть постановщик и показывает их в полумраке. Главным достоинством оригинала были удивительная мистическая атмосфера, а также религиозная трактовка событий, произошедших с богатым семейством. В знак уважения к оригиналу Джоко Анвар переносит действие в 1981 год. Семья известной в прошлом певицы ныне испытывает материальные проблемы, так как все деньги её муж потратил на лечение жены. В семье четверо детей, и живут они в доме его матери. Жена в определённый момент умирает, после чего в доме начинают происходить пугающие события.

Джоко Анвар снял ещё более неторопливое, чем оригинал, кино. События развиваются достаточно неспешно, что роднит постановку с готическим хоррором, в котором подчас вообще не было действия. Дом бабушки – это старое мрачное строение, и удачный выбор локаций один из главных плюсов фильма. Джоко Анвар потратил 4 месяца на поиски подходящего дома, и его усилия не пропали даром – интерьер дома сам по себе делает половину фильма. Бледная цветовая гамма отсылает зрителя к старому кино, что удачно сочетается со временем действия – зритель из привычного XXI века переносится в 1980-е гг., когда ещё не было ни мобильных телефонов, ни компьютеров, зато люди больше внимания уделяли друг другу.

Семья Рини (её играет талантливая индонезийская актриса Тара Басро) довольно дружная. Они любят свою мать и заботятся о ней, но после её смерти Рини узнаёт некую тайну о жизни матери. Не раскрывая всех секретов, стоит сказать, что оккультная линия раскрывается режиссёром с нестандартной стороны. Также Джоко Анвар не стал делать просто пересказ оригинала, а творчески переработал фильм Путра, сделав его частью своего киномира. Религиозная подоплёка, размышления Путра о необходимости веры в бога оказались не слишком интересными для Анвара – он скорее показывает бесполезность молитв, а имам, к которому обращается семья, сам становится жертвой злых сил.

Работа Джоко Анвара стилистически схожа с «Заклятием» (2013) Джеймса Вана, постановщика с азиатскими корнями. Оба мастера сняли своего рода семейные хорроры, однако присутствие двух маленьких детей в сюжете ремейка Анвара не сделало его менее страшным, а кровавых сцен изначально не предполагалось

Можно сказать, что режиссёр адаптировал народные верования для заграничного проката и отчасти вдохновлялся голливудскими оккультными триллерами. В тоже время сектантов в фильме практически нет. Наоборот, режиссёр скорее склоняет нас к мысли, что живые мертвецы и есть служители дьявола, а мать семейства ради рождения детей вступила в связь с сатаной. Её призрак – один из самых зловещих образов фильма, который преследует героев буквально повсюду.

Работа Джоко Анвара стилистически схожа с «Заклятием» (2013) Джеймса Вана, постановщика с азиатскими корнями. Оба мастера сняли своего рода семейные хорроры, однако присутствие двух маленьких детей в сюжете ремейка Анвара не сделало его менее страшным, а кровавых сцен изначально не предполагалось. Хотя современные веяния, ветры Голливуда, долетели и до Индонезии, и режиссёр всё же показал довольно детально гибель сына имама под колёсами грузовика.

«Рабы Сатаны» тот редкий случай, когда оригинал и ремейк равноценны, так как были поставлены талантливыми людьми. Анвар, будучи режиссёром XXI века, убрал религиозную интерпретацию событий и снял, можно сказать, атеистический фильм, из которого следует, что Аллах вовсе не помощник человеку в борьбе с адскими силами. Люди беззащитны перед неведомым злом, а сатана всегда получит свою жертву.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2017 | | География: Азия
Автор: |2021-07-11T13:59:54+03:0015 Июль, 2021, 11:40|Рубрики: Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok