////Old fashioned: “Голливудский душитель встречает убийцу Скид Роу” Рэя Денниса Стеклера

Old fashioned: “Голливудский душитель встречает убийцу Скид Роу” Рэя Денниса Стеклера

Поздний опыт саспенса от Стеклера

Голливудский душитель встречает убийцу Скид Роу (The Hollywood Strangler Meets the Skid Row Slasher), 1979, Рэй Деннис Стеклер

Андрей Волков – о треш-хорроре 1970-х

Рэй Деннис Стеклер закончил работать в drive-in cinema в 1971 году, с выходом хоррора «Кровавая хижина», ставшего одной из лучших его работ. Дальше последовало долгое путешествие режиссёра в мир порно, тогда только появившегося. Как правило, на этом сегменте кино карьера других постановщиков и заканчивалась, достаточно вспомнить Эдварда Вуда. Однако Стеклер каким-то неведомым образом сумел пристроиться профессором в университет штата Невада, где рассказывал студентам о кино (!). Мы не будем строить смелые предположения – брал ли он из среды студентов моделей для своих «фильмов» тех лет, однако подобные зигзаги карьеры удивляют. Даже с учётом распущенных нравов 1970-х гг. нанять порномейкера в качестве руководителя семинара – это сильный поступок. Хотя если в ту пору в другом университете работал Брэд Ф. Гринтер, недоброкачественный трэшмейкер и активист нудистского движения,… в общем, такое было возможно только в то время.

Рэй Деннис Стеклер, главный претендент на звание худшего режиссёра США от автора обзора, каким-то образом миновал пристальный взгляд братьев Медвед, прицепившихся к Эду Вуду. Хотя его идиотичный фильм «Крыса Пфинк и Бу Бу» (1966) всё-таки был отмечен ими в качестве худшего образчика своей поры.

Постановщик к тому времени уже развёлся с Каролин Брандт, хотя она продолжала появляться в его фильмах и участвовать в семинарах. Вот и его первый «приличный» фильм за 8 лет «Голливудский душитель встречает маньяка со Скид Роу» появился на свет благодаря работе Стеклера в университете – он хотел показать студентам, как снимать убийство ночью (как будто сам умел!).

Будучи низкопробным филммейкером, он не привык разбрасываться кадрами, оттого решил вставить убийство в какой-нибудь фильм, а так как Стеклер в ту пору снимал порно, то пришлось ненадолго прервать успешную карьеру порнодельца (вот это без шуток – Стеклер наснимал около 35 фильмов, и это только те работы, которые идентифицировали базы фильмов!).

Рэй Деннис всю жизнь пробовал снимать триллеры, изредка отвлекаясь на другие жанры, вот только ничего путного у него не выходило. В этой связи особенно забавно, что именно создатель этого жанра Альфред Хичкок когда-то прервал только начавшуюся карьеру Стеклера в Голливуде. Вот и «Голливудский душитель…» является триллером, на который постановщика, возможно, вдохновил мастерский саспенс Хичкока «Безумие» (1972). Маньяка играл уже немолодой Пьер Агостино, для которого это было начало кинокарьеры. В дальнейшем он станет сниматься в европейских малобюджетках, а от сотрудничества со Стеклером откажется, так как останется недовольным сиквелом «Маньяк из Лас-Вегаса» (1986). Название оригинала указывает на кроссовер, но на деле это самостоятельное кино, не имеющее никакой предыстории, разве что намекающее фамилией маньяка на ранних «Безумных убийц» (1964).

Кадр из фильма “Голливудский душитель встречает убийцу Скид Роу”

Времена изменились, кино обновилось, но режиссёр снимает так, как будто с 1971 года ничего не произошло – всё тоже бескровное действие и закадровый голос, рассказывающий зрителю о том, что осталось за кадром. Стеклер мог бы создать исследование психологии маньяка, на что решился в будущем Уильям Ластиг («Маньяк» (1980)), но вместо этого предпочитает выстраивать действие так, что если бы не было параллельной линии с другим маньяком в исполнении Каролин Брандт, то зритель наверняка бы заснул. Герой Пьера Агостино ходит по улицам, барам, знакомится с девушками, фотографирует их, а затем убивает. Саспенса нет и близко, а перипетии сюжета можно предсказать на несколько ходов вперёд.

Собственно, в сиквеле «Маньяк из Лас-Вегаса» персонаж Агостино будет делать тоже самое, а Рэй Деннис, многоликий как Шива, некачественно всё это снимать и монтировать. Однако в этой поделке положение несколько спасает героиня Каролин Брандт, одинокая женщина, которая, тем не менее, испытывает страсть к убийству бомжей. Режиссёр, уныло отображающий похождения маньяка-фотографа, в сценах с бывшей женой как будто просыпается и запечатлевает обитателей городского дна в максимально отталкивающем виде: его бомжи – алкоголики, хамы, опустившиеся люди, так что поневоле вспомнишь прекрасный триллер «Крайние меры» (1996), взывавший к сочувствию и к таким людям.

Гуманизм и Рэй Деннис Стеклер понятия совершенно противоположные. Хоть его дочери и вспоминали, что он был заботливым отцом, но зато режиссёр не стеснялся продавать эротические видео своих актрис – повезло ему, что это было до скандала с Харви Вайнштейном! Также постановщик считал самого себя культовым режиссёром и добивался возврата авторских прав на свои ранние фильмы, чтобы показывать их в кинотеатрах в полночь (и это в 1980-е гг.!).

Сценарии Стеклера всегда отличались крайним маразмом, однако в «Голливудском душителе…» режиссёр сумел удивить тем, что свёл две линии с маньяками в одну. Дело в том, что герои полюбили друг друга (!).

У другого постановщика, возможно, получилось бы снять жестокую драму о неприкаянных душах, дополненную реалистичными кадрами непарадного Лас-Вегаса, однако Стеклер не знал, как выстроить драматический конфликт, так что зрителя ждут ходилки-бродилки героев и их разговоры на отвлечённые темы, а закадровый голос будет нам вещать об их мыслях и чувствах – короче, обо всём, что поленился показать режиссёр. Если кто-то подумает, что этот приём некая модификация потока сознания Джеймса Джойса, то сразу разуверится в этом, начав просмотр – более нудной закадровой болтовни для триллера и представить сложно.

И всё-таки «Голливудский душитель…» не так плох, как большинство фильмов Стеклера. В этот раз у постановщика нашлись интересные идеи, но он не сумел грамотно их отобразить и превратил свой фильм в монотонное полотно о двух маньяках, которые занимаются своей рутинной работой и попутно начинают встречаться друг с другом. Финал – очередной абсурд режиссёра: большей глупости и придумать было нельзя, но рассказывать о ней не стоит; вдруг кто-то решит ознакомиться с этим малоизвестным триллером 1970-х гг.

«Голливудский душитель…» не так плох, как большинство фильмов Стеклера. В этот раз у постановщика нашлись интересные идеи, но он не сумел грамотно их отобразить и превратил свой фильм в монотонное полотно о двух маньяках, которые занимаются своей рутинной работой и попутно начинают встречаться друг с другом

Режиссёру также удалось отобразить повседневную жизнь Лас-Вегаса той поры, запечатлев случайных прохожих и вообще рутинное течение жизни. Эти схваченные камерой реальные кадры вступают в противоречие с придуманным сюжетом, делая его ещё более беспомощным – лучше бы постановщик снял синема верите, чем очередной банальный триллер, таланта к созданию которых у него не было.

К сожалению, этот фильм стал последним в карьере бывшей жены Стеклера Каролин Брандт, которая больше не появлялась на экране, хотя и выступала закадровым голосом в поздних порнофильмах бывшего мужа. Брандт имела определённые актёрские способности, жаль только связала свою жизнь с бездарным постановщиком, который одинаково халтурно работал в любом жанре.

Карьера Стеклера как преподавателя кино закончилась вместе с его режиссёрской работой. Уже во второй половине 1980-х гг. он работал в собственном видеопрокате, всеми забытый, изредка напоминая о себе любительскими поделками, которые он самостоятельно выпускал на DVD. Его ранние фильмы не демонстрировались в кинотеатрах, как этого хотел Стеклер, зато «Невероятно странные создания, переставшие жить и ставшие зомби» (1964) в 1997 году были показаны на ТВ, что способствовало их дальнейшей популярности. Комментарии для DVD записал специалист по drive-in cinema Джо Боб Бриггс, а следом были изданы и некоторые другие ранние фильмы Стеклера. Интересно, что компания «Vinegar Syndrome» в 2014 году издала даже три порнографических фильма режиссёра, введя их, таким образом, в контекст мейнстрима.

«Голливудский душитель…» – забытый, но не самый плохой фильм Рэя Денниса Стеклера. Он относится к наиболее светлой части наследия режиссёра, пусть объективно это всё равно очень слабая работа, которая не выдержит сравнения не только с триллерами Альфреда Хичкока или Уильяма Ластига, но и более скромных постановщиков, от которых часто оставалось лишь имя, в то время как деятельность Стеклера чуть ли не по месяцам задокументирована многочисленными поклонниками плохого старого кино.

Facebook
Хронология: 1970-е | | География: США
Автор: |2021-07-20T11:04:42+03:0021 Июль, 2021, 11:40|Рубрики: Old Fashioned, Ретроспектива, Рецензии|Теги: , |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok