//Рецензия на фильм Джейды Торун “Город кошек”

Рецензия на фильм Джейды Торун “Город кошек”

Без кота и жизнь не та

Город кошек (Kedi), 2016, Джейда Торун

Сергей Феофанов рецензирует турецкий документальный фильм с уклоном в Animal  Planet

Стамбул и коты – богатейшая тема, и даже странно, что Джейда Торун первой додумалось до идеи экранизировать этот сюжет. Несмотря на достаточно спорный с точки зрения аудитории формат (турецкий документальный фильм с уклоном в Animal Planet), «Город кошек» добрался до относительно широкого проката и собрал кучу восторженных отзывов. Собрал неслучайно – перед нами обаятельное, атмосферное и очень человечное кино, удачный портрет непарадного Стамбула с набережными, кафе, рынками и играющими в нарды местными жителями.

Усатые, хвостатые и полосатые жители города разительно отличаются друг от друга, каждый из них – особенный, у каждого – своя история и свой характер. Вот круглый кот-гурман, питающийся в недешевой гастрономической лавке; он любит сыр (и не всякий, предпочитает эмменталь) и ростбиф (впрочем, это уже в прошлом, теперь он отдает предпочтение индейке). Вот кошка, которая гуляет сама по себе; она ценит свободу и гоняет даже своего, будем так говорить, возлюбленного. Вот ласковая кошка, мурчащая при каждом удобном случае, вот многодетная мать в поисках пищи, вот два кота спорят о контроле над территорией и душераздирающе ревут, а вот и целый выводок котят, которых странный, но приятный мужчина откармливает молоком из шприца.

Кадр из фильма «Город кошек»

Фильм Торун неплохо написан и очень изобретательно снят: камера то облетает красные черепичные крыши, то опускается на уровень земли. Очарования «Городу кошек» добавляет и его документальность. В игровом фильме использование мимимишности животных ведет к бессовестной эксплуатации зрительских эмоций, здесь же этого нет. Все честно – перед нами настоящие коты, и то, что они настолько очаровательны, едва ли можно поставить в вину авторам. Даже своеобразный саундтрек с этнической турецкой музыкой не портит картину, а добавляет ей самобытности.

Разнообразие кошек символизирует сам Стамбул – исторически (еще с тех времен, когда он назывался иначе) один из самых мультикультурных городов планеты. Фильм Торун вообще неглуп – кошачью милоту тут дополняют изящные зарисовки о горожанах, трогательно заботящихся о братьях меньших. Кто-то использует кототерапию для лечения нервного срыва, кто-то видит в кошках воплощение утерянной женственности, а кто-то просто любит животных (да и как их не любить?). Один из героев говорит, что кошки знают о Боге, и потому относятся к людям как равным, независимо и без подобострастия. Другой утверждает, что человек, дурно относящийся к животным, едва ли любит и других людей. Есть здесь и социальная проблематика – сейчас котам в Стамбуле живется вольготно, но расширение города и строительство новой инфраструктуры сокращает их жизненное пространство. Об этом говорится ненавязчиво и без излишнего надрыва, но все же говорится.

Перед нами обаятельное, атмосферное и очень человечное кино, удачный портрет непарадного Стамбула с набережными, кафе, рынками и играющими в нарды местными жителями

Впрочем, в конечном счете, все это – лишь игра ума. «Город» не слишком сложен, в нем нет места подтексту и сложному выражению лица. Все очень просто. Империи рушатся и возрождаются в новом виде, старые здания ветшают, рядом с ними возводят небоскребы из стекла и бетона, но кое-что остается неизменным. Люди все так же легкомысленны, но и милосердие иногда стучится в их сердца. А кошки… Кошки – милейшие существа, они мурчат, потягиваются и спят, свернувшись в калачик. Смотреть на это можно бесконечно, и в этом смысле турецкий документальный фильм мало отличается от миллионов уморительных роликов на Youtube. Только снято лучше, и драматургия есть.

Facebook
Хронология: 2010-е 2017 | | География: Европа Турция
Автор: |2019-01-05T21:36:51+03:0029 Декабрь, 2017, 11:13|Рубрики: Рецензии|Теги: , |
Сергей Феофанов
Гонец постмодернизма, ловец солнц и ювелир слова. Беспрестанно проверяет на прочность потенциал кириллицы. Рассудителен, вальяжен, аристократичен и находчив. Выкован из осколков забытых истин и вольфрамового стержня станции «Мир». Не выходит из дома без Айпэда, треуголки и мыслей о России. Держал Бога за бороду, но отпустил из жалости.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok