Озеро тревог
Незнакомец у озера (L’inconnu du lac), 2013, Ален Гироди
Армен Абрамян рецензирует гей-драму Алена Гироди
Постозоновская криминальная гей-драма, пропитанная саспенсом Хичкока и идеями некоммуникабельности Антониони. Вялотекущий детектив Алена Гироди, кроме того, что очень красиво снят, интересен также с точки зрения апробирования выхолощенных клише мейнстрима и артхауса на территории практически порнографического продукта с полнейшим отсутствием женских персонажей. Обилие секс-эпизодов и загорающих голышом мужчин на пустынном пляже у мерного и величественного озера нужно режиссёру для отмежевания собственной авторской интонации.
«Незнакомец у озера» – классическая экзистенциальная картина об одиночестве человека среди себе подобных и себе равных. Да ещё с такими же привычными элементами поп-культуры как убийство и необъяснимая тяга к насилию. И будь местом действия обычный пляж для свободного входа мужчин и женщин, где бы развивались обречённые отношения между полами, то внимания бы фильм заслужил меньше. Но в наш толерантный век даже обособлением гейского ареала мало отвоевать свой личный горбатый мысок, надо персонажей ещё заставить в кадре совокупляться и предаваться оральным утехам на весь экран.
Кадр из фильма “Незнакомец у озера”
Зритель (неважно какого пола и ориентации) фактически уподоблен скучающему обывателю, с неприглядной потасканной наружностью, который заводит приятельские отношения с главным героем. Дровосек (эту профессию он называет в качестве своей, хотя трудно представить, что этот толстячок с дряблыми мышцами занимается тяжёлым физическим трудом) ежедневно посещает пляж, но не купается и не снимает партнёров, а сутки напролёт сидит на берегу и пялится на озёрную стихию. Он делится с героем о том, как в прошлом секс для него был всем, независимо от пола партнёра, но теперь…что ему необходимо теперь, мы узнаем только в самом конце. И это очевидное желание уставшего от жизни добряка кажется логичным выходом из отчуждённого ограниченного пространством мирка, лишённого надежды на развитие или расширение диапазона впечатлений.
Сообщество геев в фильме нарочито продемонстрировано вне контекста, без панорамного исследования, что придаёт атмосфере ощущение вуайеризма. А сюжетная концепция насыщает невольное подглядывание предчувствием тревожности, саспенсом. Тем не менее, «Незнакомец у озера», предлагает всё же историю более универсальную, подвигающую на размышления о притягательности зла, его репродуцировании из нутра собственного умиротворения. Фильм так и остаётся до самого конца вещью в себе, предназначенной индивидуальному осмыслению и не дающей однозначных трактовок к рассматриваемым тезисам.
Постозоновская криминальная гей-драма, пропитанная саспенсом Хичкока и идеями некоммуникабельности Антониони
Всякий человек – незнакомец другому, а красивое озеро таит в себе сомов, длиною в пять метров. Пусть это и наивные страшилки, но ведь пока сам не проверишь – не узнаешь наверняка. Озеро поглотит одну жизнь, а лес впитает в себя кровь ещё двоих. Гонимый страхом герой останется заблудившимся странником в ночной мгле и в тени высокой травы. Там, где будет рассеяно зло. Возможно для того, чтобы исчезнуть навсегда, а возможно, чтобы затаиться до следующего раза.