Паранормальное (The Endless), 2017, Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
Анна Дедова рассказывает об инди-хорроре Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда
Десять лет назад Джастин выбрался из культа вместе с младшим братом Аароном. Спустя годы у ребят произошло мало хорошего: работают уборщиками, на обед вынуждены питаться американским аналогом дошика, а покупка на сумму 20 долларов может подорвать семейный бюджет и лишить средства передвижения. Когда Аарон получает видеокассету с посланием от одного из членов секты, опровергающим слова старшего брата о запланированном массовом самоубийстве, то, подержав на чашах весов самостоятельность без средств к существованию в агрессивном мире и оболванивание в закрытом сообществе, где о тебе позаботятся, парень решает, что он хочет сделать выбор между двумя этими альтернативами на месте. Герои отправляются в недолгую поездку, которая, по идее, должна все расставить по своим местам, но вместо пугающей секты кастратов имени Конца света Аарон обнаруживает коммуну симпатичных нестареющих хипстеров, пьющих пиво собственного производства у костра и питающихся по канонам ПП. В чем секрет вечной молодости жителей лагеря, и кто же отправляет загадочные послания? Ответы на эти вопросы герои должны найти до третьей луны или… А что произойдет после «или» остается загадкой на всем протяжении «Паранормального», снятого по собственной задумке дуэта режиссеров Бенсона-Мурхеда, также исполнивших и роли двух братьев, а еще выступивших монтажерами, операторами и львом в плохоньком CGI.
Кадр из фильма “Паранормальное”
Жанр хоррора, бывший когда-то простором для демонстрации громко орущих силиконовых сисек, туповатых подростков и озлобленных духов, за последние годы изрядно трансформировался и вполне рискует наскучить зрителям в будущем, так как превращается в инди-площадку для съемок малобюджетных драм в условиях сверхъестественного, научно-фантастического или маньячно-реалистичного. Вслед за недавно побывавшей в российском прокате «Реинкарнацией», на деле рассказывающей о сложностях семейных взаимоотношений, на эту же дорогу выходит и «Паранормальное». Здесь противостояние характеров братьев, один из которых настроен скептически, а другой смотрит на мир сквозь розовые очки, отображает вечную борьбу двух идеологий. Что лучше, ощущение свободы, сопряженное с бытовыми трудностями, или компромисс с коммунистическим устройством ради получения общественных благ – выбор неочевиден. Джастин скептически относится к лагерю и старается понять, что же тут не ладно, в то время как Аарон принимает как должное налаженный в Аркадии быт, и его не пугают имеющиеся нестыковки в легенде, придуманной негласным лидером Хэлом.
За хоррор-составляющую отвечает страх перед неизведанным, к которому зрителя прямо готовят цитатами из Лавкрафта на вступительных титрах. Произведения ставшего культовым писателя построены приблизительно на одной и той же фабуле: герои встречаются с неведомой сущностью, которая настолько ужасна, что ни у кого нет слов и внутренних сил ее описать. Лавкрафт обычно ограничивается фразами про цепенеющую от первобытного страха душу и богомерзкие звуки. Похожий прием используется в «Паранормальном». Хэл и его братия знают о ЧЕМ-ТО. ЧТО-ТО шлет послания с помощью полароидных снимков и видеокассет (ждем, когда НЕЧТО проведет в место своего обитания вай-фай, и тогда лагерь действительно Аркадия станет раем земным). Этому ЧЕМУ-ТО поклоняются, соблюдая своеобразные ритуалы: перетягивание каната с небесным обитателем и проведение церемонии, связанной с приходом третьей луны (именное ее Джастин принял за эвфемизм «массового самоубийства»). В то же время никто не знает, откуда есмь пошла сверхъестественная природа этой земли, и почему тут действуют своеобразные временные законы. Монтажная и операторская работа, а также подбор звуковых эффектов как нельзя лучше действуют на поднятие уровня «лавкрафтовщины» – особенную жуть нагоняет эпизод с кликающими часами и непонятно как оказавшейся около лагеря брезентовой палаткой.
В погоне за оригинальностью современные независимые режиссеры начинают забывать, что главная задача хоррора – пугать, а не рассказывать, из чего состоит и чем вызывается страх
Когда же создатели картины начинают понемногу раскрывать секреты странного места, «Паранормальное» начинает напоминать другую инди сай-фай ленту «Связь». Повсюду находятся новые запертые внутри аномальной области персонажи со своими судьбами, сюжетные узлы очень хотят скрутиться, а хэппи-энд так и жаждет случиться хотя бы для пары главных героев. Но в погоне за оригинальностью современные независимые режиссеры начинают забывать, что главная задача хоррора – пугать, а не рассказывать, из чего состоит и чем вызывается страх, в противном случае зрителям гораздо дешевле было бы читать анализ статистики автомобильных аварий и насильственных преступлений.