Моя маленькая безумная тварь
Артур Сумароков продолжает рассказывать о новом немецком кино
Маргинального вида девушка Кароль с мешками под глазами весом в центнер, обвисшей грудью и усталым взглядом, страдающая от подступающего климакса, экзистенциального кризиса, социальной некоммуникабельности и политической неопределенности, решает, что нет в этом мире ничего лучше дома. Сумасшедшего дома, в котором она прячется ото всех и от себя в том числе. И если в первые дни пребывания среди разнотипажных изгоев, ублюдков и тихих психопатов ей кажется, что она нашла то, что давно искала, то чем дольше Кароль проникается гнетущей сущностью своего нового пристанища, тем большим адом кажется все ей вокруг.
![den-idiotov](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2017/08/den-idiotov.jpg)
Кадр из фильма “День идиотов” Вернера Шрётера
Вернер Шретер неслучайно создаёт тождественность между главной героиней своего фильма и актрисой, ее исполняющей, выворачивая наизнанку изысканную женственность Кароль Буке. Ломка привычного актерского типажа оказывается, впрочем, занимательным, но не доминирующим лейтмотивом фильма, существующего на грани психодрамы и классического театра абсурда. Вернер Шретер – безусловный мизантром – капсулирует пространство фильма в удушающие стены сумасшедшего дома, практически не позволяя никому из героев выходить на свежий воздух, на свет. Герои застревают в этом мире тотальной деменции и совершенных крайностей, которые подменяют собой настоящее осознанное существование. Вместо рефлексий – патология, вместо лечения – девиантное поведение, вместо жизни – смерть. Медленная, мучительная, странная.
Примечательно, что за год до выхода “Дня идиотов” Кароль Буке сыграла иностранную журналистку, открывшую для себя мир музыкального андеграунда США в картине “Пустое поколение” соратника Фассбиндера Улли Ломмеля. Образ чужой, ищущей себя в тех или иных экстремальных условиях, перекочевал и в “День идиотов”, причём определение “пустое поколение” подходит ко всем обитателям сумасшедшего дома. Все эти многочисленные персонажи, внутренняя сущность которых ускользает от зрителя в мареве абсолютной авторской недосказанности, на деле пусты, и смыслом их существования стало собственное, лишённое всякого контроля, безумие, которое лишь поначалу воспринимается как некая ступень к свободе. Даже Кароль не в силах точно определиться со своими жизненными векторами, и ее, в силу инфантильности или врождённого желания борьбы со всем миром, постоянно мотает из стороны в сторону, от сочувствия к террористам до сползания в шизофрению. Но за наслаивающимися друг на друга сценами провокационного эротического характера, снятыми намеренно асексуально и выразительно натуралистично, Вернер Шретер ставит один из главных вопросов во всём своём творчестве: “Что есть свобода?”. И в зависимости от того, насколько этот вопрос является риторическим для каждого, “День идиотов” воспринимается не только как аллегория на современное режиссеру общество, но и как раблезианский пир плоти, в котором по умолчанию не может быть даже намека на пир духа. Корпулентная телесность фильма и замена логики хаосом всего лишь подчеркивают, что нет ничего более ненормального, чем настоящая нормальность.
Обзор сериала “Аватар: Легенда об Аанге”
Рецензируя нетфликсовский сериал «Аватар: Легенда об Аанге», Глеб Тимофеев заключает, что пластмассовый мир победил, но спецэффекты были ничего
Премьера: “Юра дворник” Виталия Дудки
Сказка о брендовом человечке Юра дворник, 2023, Виталий Дудка Дмитрий Котов — о драмеди Виталия Дудки по мотивам реальной удивительной истории Сегодня ты подметаешь улицы, а завтра твое лицо на обложке модного журнала. Чисто [...]
Рецензия на “Бешенство” Дмитрия Дьяченко
Дмитрий Котов — о мультижанровом эксперименте Дмитрия Дьяченко