Вечером 23 января в Стокгольме состоялась 52-я церемония вручения “Золотых жуков” (Guldbaggegalan 2017) — шведский аналог “Оскара”. Лучшей, по мнению шведских кинематографистов, оказалась дебютная полнометражка Йоханнеса Нюхольма “Великан” (Jätten). Этот фильм, рассказывающий историю 30-летнего аутиста Рикарда с врождёнными деформациями тела, имеет всего 2 оценки на “КиноПоиске” и 7 на IMDb, что неплохо иллюстрирует камерность и обособленность скандинавского кино. Двух “жуков”, в том числе за лучшую режиссуру, получил 57-минутный фильм Горана Капетановича “Моя тётя в Сараево” (Min faster i Sarajevo).
Приз за лучшую мужскую роль забрал Андерс Мосслинг за работу в остросоциальной драме “Ярден” (Yarden), раскрывающей актуальную проблему жизни мигрантов в Европе глазами шведа, оказавшегося на дне благополучного общества. Лучшей актрисой стала Мария Сундбом, сыгравшая в фильме “Девочка, мама и демоны” (Flickan, mamman och demonerna), охарактеризованном шведской Википедией как “триллер для детей и любовная драма для взрослых”. Лучшей иностранной лентой был признан “оскароносный” венгерский “Сын Саула”. Единственный же шведский фильм, широко известный российскому зрителю — “Столетний старик, который вылез в окно и исчез” — несмотря на самое большое количество номинаций среди всех претендентов (восемь), пролетел мимо первостепенных наград, но зато был удостоен приза зрительских симпатий по итогам СМС-голосования. Примечательно, что лента участвовала в конкурсе спустя 3 года после выхода на экран.
Гостей во время церемонии активно развлекала ведущая — комедиантка Петра Меде, знакомая россиянам по “Евровидению-2016”. Также вечер запомнился коротким чествованием Алисии Викандер, в прошлом году ставшей третьей шведской актрисой, получившей “Оскар” — после Греты Гарбо и Ингрид Бергман. Алисия поблагодарила зрителей по “скайпу”, судя по всему, из дома или гримёрки — с растрепанной головой, без грима и в халате.
Всех номинантов и лауреатов премии можно узнать здесь.