Мир других мужчин
Верность, 2019, Нигина Сайфуллаева
Виктория Горбенко – о семейной драме Нигины Сайфуллаевой
«Верность» впервые была показана на последнем Кинотавре и заслужила звание революционно откровенного фильма. С учетом прекрасного дебюта Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут» и того, что сценарий снова писала Любовь Мульменко, зарекомендовавшая себя талантливейшим автором, ожидания были, как сказал бы Николай Солодников, грандиозными. Но вместо откровенной попытки разобраться, как функционируют современные отношения, в том числе в сексуальном плане, получилось какое-то общее интимное место.
Лена (Евгения Громова) и Сережа (Александр Паль) – молодая пара, переживающая период охлаждения. Она работает акушером-гинекологом в частной клинике, он – актер местного театра. Лена начинает подозревать мужа в связи с партнершей по спектаклю, написывающей посреди ночи двусмысленные сообщения, и не находит ничего лучшего, как отомстить путем встречной измены. Одной случайной связью дело не ограничивается, проблемы почему-то таким образом не решаются, а продолжают усугубляться, пока не дело не оборачивается небольшой катастрофой.
Кадр из фильма “Верность”
В сухом остатке «Верность» могла быть фильмом о том, чем чревато неумение разговаривать и скольких неловких ситуаций можно избежать, задав прямой вопрос. Но Сайфуллаева сбивает своего зрителя с толку, постоянно утыкая его взглядом то в сосок Громовой, то в пупок, то в лобок. Это красиво, спору нет, но зачем нужно, не совсем понятно. Фильм не сообщает ничего нового о женской сексуальности, более того, он странным образом ее дискредитирует. Есть успешная привлекательная героиня, которая ревнует не очень успешного (но тоже, впрочем, привлекательного мужа) и в попытке утвердить свою значимость решается на очень неловкий секс с первым встречным. Потом – на еще более неловкий секс со вторым встречным. Какой от этого всего прок, непонятно, потому что эмоционально она остается верной супругу. Из-за чего отказывается от секса со своим начальником, где присутствует намек на близость.
Если в кадре десять минут трахаются на стиральной машинке, это еще не обязательно хорошее кино. Как если в треке читают, что моя страна – одна большая зона, это не обязательно хорошая музыка
По логике развития событий, героиня должна была к концу фильма открыть в себе нечто, какой-то источник силы, ранее ей неизвестный и недоступный, несмотря на идеальное знание женского организма. Этого не происходит. Взаимопонимание с супругом тоже не находится. Он проявляет известное скудоумие, не в силах понять, что половой акт – это не обязательно про физиологию, это может быть еще про компенсацию недостатка внимания. Кино же у Сайфуллаевой получилось про то, что мы в очередной раз открыли для себя существование секса, но что с этим знанием делать, пока не поняли. Обнесли красной ленточкой, приколотили табличку «50 лет в мировом кинематографе, а теперь и у нас», ходим, смотрим, умиляемся. Боимся признаться, что, если в кадре десять минут трахаются на стиральной машинке, это еще не обязательно хорошее кино. Как если в треке читают, что моя страна – одна большая зона, это не обязательно хорошая музыка. Свобода, в конце концов, это не про то, чтобы радоваться каждому высказыванию, а про то, чтобы иметь возможность выбирать среди них талантливые.