///Звездные ветераны

Звездные ветераны

Давным-давно… В одном многосложном двухполярном мире… Появился на свет задушевный ковбойско-самурайский космоэпос, где вместо револьверов – бластеры, вместо катан – световые жезлы, а вместо прерий – темень далекой-предалекой галактики. Минули годы, и именем саги о джедаях и ситхах стали называть ракетно-орбитальный спарринг Советской империи и Североатлантического альянса. Прошли десятилетия, и вейдеры принялись участвовать в президентских гонках, чубаки начали баллотироваться в парламенты, а новоиспеченных римских понтификов повадились сравнивать с императором Палпатином. Похоже и впрямь есть нечто в этой, на первый взгляд, легкомысленной киновселенной, помимо футуристических файтингов, неведомых рептилойдов, межпланетных трипов и хайтековского глобализма. Нечто бесподобно красивое и подлинно человеческое. Именно это побуждает нас, зрителей поколения эппл, с теплой ностальгией воскрешать в памяти образы героев, которые не смогли бы прожить столь долгую и счастливую жизнь без целого созвездия авторов и актёров. Они, как и многие из нас, возвышались к олимпу и падали с небес, спотыкались о мелочи жизни и поднимались, стряхивая пыль. Об этом и поведаем.

Джордж Лукас

Демиург межзвездного универсума, его Альфа и Омега, Маркс и Энгельс, Гаргантюа и Пантагрюэль. Человек с лицом упитанного персидского кота и рокфеллеровской коммерческой хваткой. По совместительству самый богатый кинематографист ever, переплюнувший короля мультипликации – Уолта Диснея, усатая тень которого недавно нависла над лукасовским легендариумом. Корпорация, основанная хозяином Микки Мауса, три года назад приобрела Лукасфильм и выкупила право на экранизацию седьмого, восьмого и девятого эпизодов «Звездных войн», заплатив отцу-основателю серии «жалких» четыре миллиарда долларов. Всего же мистер Лукас обладает состоянием в $ 5,5 млрд., занимая 101-ую строчку Forbes в списке самых обеспеченных американцев и 309-ю среди богатейших обитателей Земли. Мало кто знает, но источником первоначального накопления капитала голливудского олигарха стала вовсе не революционная космическая одиссея «Новая надежда», а молодежная комедия «Американское граффити», которая с бюджетом в $ 777 тыс. собрала в прокате $ 140 млн. Свой гонорар, начинающий постановщик поставил, казалось бы, на зеро – полностью вложил в рискованный кинопроект утопического масштаба, но снял джек-пот, попутно перевернув представления о возможностях фабрики грез. С тех самых пор цифры на личном банковском счёте фартового падавана Френсиса Форда Копполы из семизначных быстро превращались в восьмизначные, а созданный им фантастический мир покорял мир реальный, страну за страной, континент за континентом. Знайте, что, покупая костюм имперского штурмовика, скачивая из стима онлайн-рпг «Star Wars: The Old Republic», или отдавая свои кровные за стакан попкорна с портретом Джа-Джа Бинкса, вы вносите скромный взнос в копилку доброго дядюшки Джорджи. Впрочем, за судьбу своих рублей, гривен и тугриков можете не волноваться. Щедрый первооткрыватель и популяризатор жанра космического фэнтэзи обещал поступить, как истинный джедай, и потратить более половины личных сбережений на благотворительные цели. Хочется надеяться, что эти средства уйдут не только на сохранение американской популяции белок, к которым сентиментальный режиссер питает особую страсть, но и на укрепление светлой стороны силы. Сегодня магистр Лукас ведет жизнь почтенного сибарита, уверяя всех, что к седьмому эпизоду SW никоим образом не причастен: пытался, мол, поучить диснеевских сценаристов уму-разуму, но ему вежливо указали на дверь (ещё бы, продал права, сорвал куш, ещё и командует!). Но несмотря на это, старый прохвост не унывает: рисует пейзажи, катается на яхте, коллекционирует спорткары и не стесняется называть дело всей своей жизни – мыльной оперой или, на худой конец, постмодернистской версией извечной битвы бобра с ослом отцов и детей. Одно можно сказать наверняка: что бы не случилось с далекой, далекой галактикой в недалеком будущем – дух Джорджа Лукаса продолжит незримо парить над ней. Ведь не может вселенная существовать без Творца, а Творец без вселенной.

Лоуренс Кэздан

Первый после Бога, связанный с Джорджем Лукасом примерно так же, как Биб Фортуна с Джаббой Хаттом. Во вселенную «Звездных войн» копирайтера Кэздана в 1979-ом году занесло случайным ветром, точнее Стивеном Спилбергом, который догадывался о литераторском таланте начинающего сценариста, уже успевшего к тому времени написать и продать парочку добротных скриптов: комедию «Континентальный водораздел» и будущего «Телохранителя» (того самого, где голосистая афроамериканка славит вечную любовь). Как раз тогда работа над сценарием «Ответного удара Империи» трагически застопорилась – от рака скончался прежний лукасовский помощник Ли Брэкетт, и Спилберг посоветовал Лукасу обратить внимание на настырного новичка. Кэздан с честью смог выполнить почетную миссию фантаста на паях, позже помог своему работодателю и благодетелю не только с «Возвращением джедая», но и с «Индианой Джонсом». После заметных успехов в сценарном ремесле Кэздан подался в режиссуру – экранизировал «Дримкэтчера» Стивена Кинга, житие знаменитого шерифа Дикого Запада – Уайетта Эрпа и даже получил берлинского Золотого медведя за драму «Большой каньон». Кэздану удалось то, что не выходит у многих его коллег – сколотить крепкую и далеко не бездарную кинематографическую династию. Оба его сына, Джей и Джон, снимают фильмы и сериалы, о которых мы слышали и услышим не раз. Именно Лоуренс Кэздан, по задумке диснеевских продюсеров, призван провести связь времен и проложить мостик, соединяющий оригинальную трилогию с долгожданным сиквелом. Ветеран «Звездных войн», как и в старые-добрые времена, играет одну из солирующих ролей в создании сценарного подспорья, на этот раз вместе с молодым дарованием Майклом Арндтом и успешным массовиком Джей Джей Абрамсом. В бесконечной череде интервью Кэздан называет сотрудничество плодотворным, а результат впечатляющим, принося ритуальные клятвы, что и случайный зритель, и бывалый фанат останутся довольны. Как гласит древняя троянская мудрость, бойтесь данайцев дары приносящих, но всё же теперь, если эффект от просмотра посрамит ожидания, мы хотя бы будем знать, кого следует отправить в вечную каторгу на Татуин.

Джон Уильямс

Ноты, строгий профессорский вид, дирижёрская палочка, бессчётное количество Грэмми и 49 номинаций на премию Оскар (5 из которых увенчались статуэткой) – второе место по числу номинаций после всё того же вездесущего Уолта Диснея. Вне всяких сомнений, самый титулованный кинокомпозитор современности, автор музыки к «Юрскому парку», «Списку Шиндлера», «Гарри Поттеру», церемониям открытия и закрытия четырёх американских Олимпийских игр. Создатель и хранитель мелодического талисмана «Звездных войн», чей имперский марш будет ещё долго греметь на оупен-эйрах и стадионах, симфонических концертах и рок-фестивалях. Если перечислять все рекорды, поставленные Уильямсом, то получится солидный послужной список, достойный сражаться за звание современной классики. Впрочем, достаточно сказать, что лукасовский магистр музыки признан Американским институтом киноискусства автором величайшей кинопартитуры всех времен и народов – саундтрека к звездной эпопеи. Свою миссию в «Пробуждении силы» Уильямс ощущает кропотливым дописыванием параграфов к сочинению, начатому и сданному на «отлично» много лет назад. Несмотря на то, что седьмой эпизод по музыкальной части окажется чем-то вроде сборника до боли знакомых ностальгических аранжировок, маэстро всё-таки обещал подкинуть парочку любопытных сюрпризов.

Марк Хэмилл

Плакаты с его изображением служили главным украшением девичьих опочивален конца 1970-х гг., подростки носили короткие белые кимоно, чтобы хотя бы отдаленно напоминать кумира, а имя его героя переходило из уст в уста, будто какое-то заветное заклинание. Сегодня, в век тотального кумовства, сложно поверить, что Марка Хэмилла на ключевую роль Люка Скайуокера утвердили по итогам внушительного кастинга, куда начинающий лицедей забрел ненароком, по наводке своего близкого друга Роберта Инглунда (будущего Фредди Крюгера). Поговаривают, что Лукас особенно впечатлился голосом дебютанта, а не его наружностью или актёрскими способностями. Казалось бы, блистательное голливудское будущее после триумфа «Звездных войн» было Хэмиллу гарантированно, но произошел несчастный случай. Съёмки четвертого эпизода почти завершились, когда без пяти минут поколенческий идол угодил в страшную автомобильную аварию, сломав нос и изуродовав лицо. Несколько сцен пришлось доигрывать дублёру. К началу работы над пятым эпизодом Хэмилла удалось реабилитировать, но последствия аварии печально сказались и на внешности, и на мимике, что отчётливо видно, как в «Империи», так и в «Джедае». Многие кинокритики полагают, что именно поэтому актёрская карьера Хэмилла после завершения трилогии, мягко говоря, не задалась. Впрочем, Хэмилл с успехом реализовал себя на другом любимом поприще – озвучивании мультфильмов и видеоигр. Истеричный голос отморозка Джокера в мультсериале «Приключения Бэтмэна и Робина», а также в нескольких популярных игровых франшизах бэтмэновской вселенной на самом деле принадлежит зрелому Скайуокеру. Таинственная судьба героя Хэмилла в новых «Войнах» подается прессой в качестве едва ли не главной загадки седьмого эпизода.

Харрисон Форд

Если уж кому-то из актёрской труппы космической саги удалось дотянуться до звезд, то это бравому парню с автомобильной фамилией. Его персональная звезда взошла благодаря лукасовскому фильму, загоралась всё ярче из-за редкой самоотдачи и безошибочного чутья, и не погасла до сих пор просто потому, что современный кинематограф потеряет частичку разумного, доброго, вечного без престарелого Индианы Джонса и Хана Соло. Прежде, чем расчехлить бластер, Харрисон Форд по большей части орудовал рубанком и пилой, будучи профессиональным голливудским плотником. Эксклюзивную мебель, сделанную руками будущей знаменитости, можно наблюдать сегодня не только в лос-анджелесских виллах Джорджа Лукаса, Стивена Спилберга и Френсиса Форда Кополлы, но и в музеях фабрики грез. Начальный этап кинокарьеры амбициозного чикагца никак не складывался: Форд до 35 лет был вынужден довольствоваться вторыми ролями, шабашить рабочим сцены на концертах легендарной группы «The Doors» и стругать лежаки для ленивых воротил кинобизнеса, греющих пузо под калифорнийским солнцем. Жизнь улыбнулась старине Харрисону, когда Лукас решился, наконец, снять своего личного столяра сначала в «Американском граффити» (мол, мебельщик – надежный, вдруг и актёр достойный), а после успеха последнего – в «Новой надежде». С тех пор внутренний голос исправно вел Форда по запутанным дорожкам Голливуда и советовал выбирать именно те фильмы, которые по умолчанию включались в золотой фонд кинематографа. После выхода «Звездных войн» Форд сумел сняться в «Бегущем по лезвию», «Свидетеле», «Беглеце», поработать с Ридли Скоттом, Романом Полански, Питером Уиром и, что нам особенно приятно, сыграть самую памятную и честную роль «хорошего русского», когда-либо созданную американским кинематографом – капитана подлодки K-19 Алексея Вострикова. До недавнего времени Форд тихо и безмятежно почивал на лаврах, разгуливал по телешоу, порой обзывая сюжет SW – инфантильной выдумкой, Соло – редкостным идиотом и наихудшим из своих персонажей, а всеми любимого Чуи – мохнатым мешком с дерьмом. Несколько лет назад звездный отпрыск лукасовской вселенной, разгневанный бесконечными вопросами о судьбах галактики, ляпнул, что, зря режиссер не отправил капитана «Тысячелетнего сокола» на тот свет. Однако незадолго до премьеры, стряхивая скупую слезу, Форд бил себя в грудь, уверяя всех, что обожает «Звездные войны», преклоняется перед гением Лукаса, трепетно бережет память о достославной роли, а возвращение в мир эвоков и вуки считает лучшим, что произошло с ним за последнюю декаду. Старческая ли сентиментальность, длинный ли доллар причиной такой внезапной перемены настроения, но почему-то кажется, что, когда в трейлере 73-летний Харрисон Форд произносит дрожащим от волнения голосом – «Чуи, мы дома…», он вполне искренен в своих чувствах.

Кэрри Фишер

«Золотая девочка» Голливуда, не осилившая тяжёлое бремя славы и сломавшаяся под гнетом богемных болезней – депрессии, наркомании, алкоголизма. Казалось бы, все дороги для нее были открыты с самого рожденья. Мать – техасская дива Дебби Рейнольдс, номинантка и лауреатка множества престижных кинопремий. Отец – знаменитый поп-исполнитель Эдди Фишер, ближайший конкурент Элвиса Пресли. На свою вторую по счёту роль принцессы Леи умница Кэрри была утверждена в возрасте 20 лет без особого кастинга и, прямо скажем, по блату. Успех выглядел грандиозно: пластмассовые игрушки с её лицом и экзотической прической продавались сотнями тысяч экземпляров по всему западному миру, а рекламодатели жертвовали неслыханные суммы на то, чтобы Фишер в образе девы с лучевой пушкой поддержала тот или иной бренд. Всё оборвалось довольно быстро, когда по студиям поползли слухи, что Фишер систематически нарушает важные условия контрактов, страдая частыми приступами истерики, черной меланхолии и хроническими запоями. Уже снимаясь в лукасовской «Империи», Фишер нюхала кокаин, немногим позже к белому порошку прибавились более тяжелые препараты. Поговаривали, что в момент съемок пятого эпизода «Звездных войн» главную актрису едва спасли от смертельной передозировки. Уже к концу 1980-х гг. продюсеры перестали утверждать её на главные роли, а вслед за этим врачи поставили страшный диагноз – биполярное расстройство личности, начальная стадия шизофрении. Последующие четверть века Фишер мужественно боролась с острыми недугами, изредка появлялась на экране в мелких ролях («Крик 3», «Остин Пауэрс», «Звездная карта») и старательно осмысляла свой печальный жизненный опыт в автобиографических книгах, ставших бестселлерами в Соединенных Штатах. Сегодня Кэрри Фишер смогла избавиться от злого рока и органично влилась в звездный состав «Пробуждения силы», где, судя по официальному списку ролей, вместо принцессы мы увидим генерала.

Иен МакДермид

Живое воплощение тёмной стороны и, по совместительству, самая тёмная лошадка лукасовской империи. Не все знают, но коварного Палпатина в «Возвращении джедаев» и в трилогии-приквеле сыграл один и тот же человек – известный шотландский театральный мастер Иен МакДермид. В отличие от большинства персонажей оригинальной трилогии МакДермида не заметила пресса и проигнорировала критика, однако позже – в «Атаке клонов» и «Мести ситхов» он взял реванш и был признан идеальным злодеем. Актёр, увы, мало снимается в большом кино, предпочитая всё своё время отдавать театру, телевидению и озвучиванию видеоигр. Два года назад МакДермид подарил свой голос Дарту Свинтусу в новой части финской планшетной головоломки «Angry Birds», навеянной «Звездными войнами». Несмотря на то, что Палпатин, согласно голливудским хроникам, не появится в сиквеле, его наследники, похоже, продолжат править бал и размахивать слегка модифицированными красными мечами.

Энтони Дэниелс

Говорят, когда исполнитель роли золотистого робота C-3PO Энтони Дэниелс увидел первые десять минут фильма «Космическая Одиссея: 2001», то был настолько разочарован, что потребовал вернуть свои деньги, отданные за билет в кинотеатр. Английский мимический актёр, не раз признавался, что откровенно недолюбливает и не понимает космическую фантастику, однако жалобная физиономия железного переводчика показалось ему настолько близкой и родственной, что он не удержался и дал своё согласие на участие в звездной эпопеи, сыграв и озвучив зануду-дройда не только в шести частях франшизы, но и во всех телешоу, играх и анимационных поделках по мотивам звездной киновселенной. По мнению коллег актёра и светских журналистов, Дэниелс отличается таким же вздорным и капризным нравом, как и его персонаж, частенько критикует роль своего партнера-карлика R2-D2 за отсутствие артистизма, Лукаса – за дилетантизм в профессии, а всех вокруг – за примитивные вкусы. В период съёмок «Пробуждения силы» студия Дисней жаловалась на Дэниелса за то, что он разглашает коммерческую тайну через Твиттер, а Дэниелс обвинял диснеевских продюсеров в неоправданной цензуре. Так или иначе, трусоватый электронный неврастеник вновь будет развлекать зрителей своим нытьём не только в седьмом эпизоде, но и, вероятно, в последующих двух.

Фрэнк Оз

Легендарный мастер американского кукольного искусства – создатель, воплотитель и голос центральных персонажей для «Улицы Сезам» и «Маппет-Шоу». Вошел в историю «Звездных войн» благодаря исполнению (с помощью специальной кукольной техники, конечно) и озвучиванию роли магистра Йоды – хранителя светлой стороны и любимца публики, популярность которого среди всех героев серии уступает, пожалуй, только Дарту Вейдеру. Сейчас сложно поверить, но Лукас поначалу не утвердил голос харизматичного Оза на озвучивание зеленого сэнсэя: только позже, не найдя никого подходящего, режиссёр извинился за нерасторопность и пригласил его в студию звукозаписи. Несмотря на национальное признание и успешную телекарьеру, Оз активно и удачно пробовал себя в режиссуре. Съемки «Маленького магазинчика ужасов», «Боуфингера», «Смерти на похоронах» велись под его непосредственным руководством. На вопрос, есть ли шанс появления в одном из планируемых эпизодов «Звездных войн» магистра Йоды, Оз грустно качает головой и утверждает, что лидер джедаев почил за триста лет до событий, о которых пойдет речь в «Пробуждении силы». Все критики сходятся во мнении, что создателям продолжения придется изрядно поднапрячь извилины, чтобы придумать столь же колоритного персонажа, каким стал ушастый магистр с клюкой и лазерным мечом.

Кенни Бейкер

Если вы думаете, что Тирион Ланнистер – это первый значительный персонаж, сыгранный в кино актёром-карликом, то вы глубоко заблуждаетесь. Несмотря на то, что напарник Кенни Бейкера Энтони Дэниелс (C-3PO) как-то раз грубо заметил, что для изображения на экране пищащего и свистящего ведра с антенной нет необходимости проходить актёрские курсы, внутреннее обаяние Бейкера органично передается и самоотверженному дройду R2-D2. Помимо исполнения роли робота-механика во всех шести (а теперь уже семи) эпизодах, Бейкер сыграл роль эвока в «Возвращении джедая», угоняющего имперский байк. В его творческой биографии есть всё, что ассоциируется с профессией артиста-лилипута – выступления в цирке и театре, десятки второстепенных, но запоминающихся киноролей (в том числе у Дэвида Линча в картине «Человек-слон»). Несмотря на почтенный возраст (81 год), Бейкер активен и жизнерадостен. Будем надеяться, что его энергии и здоровья хватит на последующие две части, выход которых запланирован на 2017 и 2019 годы.

Питер Мейхью

Великан ростом 2 метра 26 сантиметров, который впервые вошел в мир кино, исполнив роль минотавра в картине «Синбад: Глаз тигра» 1976 года. После того, как Лукас увидел в нём идеального Чубаку, Мейхью редко вылезал из костюма волосатого гоминида. По собственному признанию актёра, Чуи превратился в его второе «я»: помимо того, что Мейхью появлялся в роли добродушной инопланетной обезьяны четыре раза (оригинальная трилогия + камео в «Мести ситхов») и вскоре появится в пятый, он нарасхват – в хосписах, больницах и на утренниках по всему миру, куда исполнитель роли сподвижника и телохранителя капитана Соло совершенно бесплатно приезжает развлекать детей, больных и здоровых. В середине нулевых Чубака-Мейхью официально получил американское гражданство и обосновался в Техасе.

Дэвид Праус

Вроде бы, что может быть легче – напялить на себя черный костюм, натянуть лощеный шлем и страшно пыхтеть в респиратор. Оказывается, не всё так просто. Чтобы носить массивный доспех Дарта Вейдера весь съемочный день, актёру требовалась недюжинная физическая сила. Именно поэтому Лукас принял на роль ключевого сверхзлодея культуриста и штангиста Дэвида Прауса, ранее засветившегося в «Шоу Бенни Хилла» и «Заводном апельсине». Невзирая на то, что мрачный бас Вейдера принадлежит другому актёру – лауреату почетного Оскара, афроамериканцу Джеймсу Эрлу Джонсу, весь визуальный колорит персонажа – продукт мастерства кинодизайнера Ральфа Маккуорри и спортивной пластики Прауса. По уверениям многочисленных исследователей мира «Звездных войн», причиной отказа Праусу в озвучивании его персонажа стал невыносимый южно-английский (похожий на деревенский) акцент исполнителя. Именно поэтому, коллеги по съемочной площадке без зазрения совести прозвали темного владыку – Дарт Фермер. В начале съемок «Возвращения Джедая» Лукас принял, пожалуй, самое садистское решение, на которое способен автор фильма: отстранил Прауса от участия в эпизоде, когда Вейдер, наконец, снимает шлем и показывает публике истинное лицо. В этот момент, вместо английского штангиста, верой и правдой отыгравшего три эпизода, зритель наблюдает престарелого корифея британского кинематографа – Себастьяна Шоу, которого до сих пор большинство фанатов считает самым чужеродным и случайным человеком в «Звездных войнах». Седьмой эпизод сулит всем нам новое воплощение зла, которое даже не отдаленно, а весьма близко походит на ещё не забытое старое. Это, в свою очередь, ещё раз доказывает не только визионерство Лукаса и Ко, но и факт, что Вейдер сегодня живее всех живых.

Критиканство
| |
Автор: |2019-01-05T22:00:33+03:0017 Декабрь, 2015, 10:00|Рубрики: Статьи, Тогда и сейчас|Теги: , , |
Игорь Нестеров
Гигант мысли, отец русской демократии, двойник Квентина Тарантино. Политическое кредо — всегда. Путешествует из Петербурга в Москву на манер Александра Николаевича Радищева. Предпочитает разумный центризм, эволюцию и темное пиво. Со смертью Махатмы Ганди потерял единственного достойного собеседника и ударился в эссеистику.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok