Булочки c консервами

Фантастические твари и где они обитают (Fantastic Beasts and Where to Find Them), 2016, Дэвид Йейтс

Глеб Тимофеев рецензирует новый фильм из вселенной «Гарри Поттера»

I don’t drink coffee I take tea my dear
I like my toast done on the side
And you can hear it in my accent when I talk
I’m an Englishman in New York

Середина двадцатых годов прошлого века, примерно во времена рождения Волдеморта: Европу терроризирует волшебник-фашист Гриндевальд, всеобщая атмосфера страха доползла даже до Нового Света. Американское магическое правительство едва удерживает международный статус секретности, команды стирателей памяти падают с ног от усталости: то и дело случаются таинственные катаклизмы, имеющие явно фантастическую природу (в основном, сгусток черного зла рушит здания и дороги). Тем временем в Нью-Йорк из Эквадора прилетает натуралист-энтузиаст Ньют Саламандр, с полным чемоданом покемонов-клептоманов, и неловко упускает добрую половину в дикие каменные джунгли, осложняя и без того непростые отношения с миром маглов. Волшебное зверье Ньюту придется собирать по всему городу при помощи непутевой бывшей работницы местного департамента правопорядка, её обаятельной сестры с навыками профессора Ксавье, а также пухлого магла-булочника, который пытался получить кредит на малый бизнес, а оказался последи магического мира с подгоревшим задом.

Сама идея взглянуть на мир «Гарри Поттера» — самой популярной сказки современности – с другого угла, через отличную культуру и в иное время, по большому счету беспроигрышна. Канон оставлял немало вопросов относительно узкого мира волшебников за пределами Великобритании: как устроены международные отношения? Почему не вмешивались в противостояние с Реддлом, например, французы и болгары – только ли ради смешных параллелей с реальной историей? Заняты ли у них 90% населения в бюрократической работе, как в Англии? Информация была куцей, чаще касалась пресловутых фанатстических тварей или коротких заметок-эпизодов и будила немало любопытства, так что любое расширение вселенной – безусловное благо. Однако в новом фильме тема развита не слишком сильно – США времен сухого закона, гангстеров и незадолго до великой депрессии (вот пир для дементоров!) представлены через антураж достаточно блекло, и самым значимым для культурного контекста эпизодом становится посещение подпольного бара, в «звездновойновском» духе. Там великаны играют в покер, гоблинская девушка поёт джаз в черном платье (самый антиэротичный момент киносезона), ушлые дельцы пьют виски и толкают контрабанду – безусловно симпатично, но чертовски мало. Плюс, конечно, милые шутки про Америку от Роулинг как сценариста – как вам, к примеру, тот факт, что в духе дедушки Фрейда заокеанское МинМагии занимает Вулворт Билдинг – самое высокое на тот момент здание в мире? Или гуманная смертная казнь через утопление в кислоте? Или то, что волшебное правительство возглавляет чернокожая женщина (еще бы знать, какой ориентации)? Остальное – либо красочная погоня за зоопарком, либо прямолинейная и надоедливая семейная драма про второстепенных персонажей, с рельсовыми твистами и расчетливой эмоциональностью.

«Фантастические твари и где они обитают», рецензия

Большая часть позитивного впечатления от кино – прямая заслуга сценария. Здорово выглядит функция магла в команде – он олицетворяет зрительские реакции: всему удивляется, открывает дверь пинком ноги, даёт в морду подлецу, когда хочется, и всё такое. Интересно смотрится и блондинка – волшебный помощник с чтением мыслей, своей мечтательностью и обаянием открывающая любые сердца. Относительно хорош сам Ньют – чудаковатый, но решительный британец – возможно в духе традиционной для автора сюжетной многослойности и вовсе посланный в США на поиски Гриндевальда. Но за негативные ощущения тоже отвечает, в основном, сценарий: симпатичные характеры раскрываются в очень малой мере, за ними нет ни драмы, ни конфликта, ни глубины. Отчасти это вызывано тем, что впереди еще четыре фильма франшизы, есть простор для интриги и есть немалое количество намеков на дальнейшее развитие, но внутри одного кино персонажи застыли в исходных характеристиках, что сказывается на эмоциональном восприятии. «Фантастические твари» получились стилистически очень неровно, практически контрастно, и моменты чисто детского, зрелищного развлечения соседствуют с фирменной мрачностью и топорным символизмом последних фильмов о «мальчике, который выжил». Нелепо в историю встроены и «обскуры» — необузданная магия, вырывающаяся из маленьких детей при подавлении. Нет, есть вполне очевидные мостики к канону, и в целом концепция не более фантастична, чем всё остальное – но смотрится тухлым оммажем «Керри», и выбивается из логики ранее рассказанного не хуже, чем путешествия во времени из «Проклятого дитя». Плохие драматурги пишут плохие пьесы, хорошие драматурги пьес не пишут вовсе – а по поводу отношения Роулинг к собственной вселенной в последнее время хочется взгрустнуть, то из-за Гермионы, что так изменилась за лето, что даже почернела, то из-за Геллерта Гриндевальда, путешествующего в Америку за несчастными жертвами child abuse, как Магнето.

Неровное, но неплохое кино, к чьим достоинствам стоит безусловно отнести «спин-оффовость» и законченность одной отдельно взятой истории: да, получилось далеко от идеала, но особых поводов предполагать дальнейший провал нет

Чуда не случилось – оригинальные сценарии по любимой вселенной, как делает Дисней с миром «Звездных войн», в первую очередь работают на фансервис и деньги, и если из «Изгоя» по большому счету вышло отличное кино, то с «Тварями» всё не так радостно. Посмотреть на мир магии за полвека до войны волшебников – интересно. На молодого Дамблдора, на возможную встречу Ньюта и Хагрида, на знаменитую дуэль – будет ещё интереснее. Но – это чистый фансервис, как в «Повстанцах» вышеупомянутой киновселенной, и его мало, чтобы сделать историю значимой и увлекательной, а одной мощью постановки вытянуть не получится – у руля . снова Йетс, в понимании которого магия – штука чудовищно скучная, а дуэли чародеев похожи на перестрелки. Готовьтесь к куполам, лазерным лучам и просто к стоянию с глупым видом, пока светодиоды у волшебных палочек мигают. Где искусство? Где Wingardium LeviOsa? Где минимальный режиссерский почерк? «Фантастические твари и где они обитают» — неровное, но неплохое кино, к чьим достоинствам стоит безусловно отнести «спин-оффовость» и законченность одной отдельно взятой истории: да, получилось далеко от идеала, но особых поводов предполагать дальнейший провал нет. Но и ожидания распалять всё же не стоит – уровень летнего блокбастера без откровений – максимум.