Мироздание затеяно ради одного меня

Головоломка (Inside Out), 2015, Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен

Очарованный «Головоломкой» Глеб Тимофеев не жалеет ни хвалебных эпитетов, ни скупой мужской слезы .

Когда малышка Райли впервые открыла глаза, у нее в голове стоял пульт с единственной кнопкой: нажмешь – она смеется. Этим синеволосая оптимистка Радость и занималась. По мере взросления команда эмоций пополнилась депрессивной Печалью, брутальным Гневом, выпендрежной Брезгливостью и Страхом – фиолетовым хлюпиком ипохондрического склада. Пока Райли дружила, смеялась, дурачилась и играла в хоккей, обитатели «головного отдела» коллекционировали воспоминания и изо всех сил старались сделать хозяйку счастливой. Но все изменилось в связи с вынужденным переездом: друзья, дом, веселая жизнь остались в уютной Минесотте, а семья перебралась в неприветливый Сан-Франциско. Девочка ночует в спальном мешке (грузчики перепутали адрес) и грустит, а в голове неуклюжая Печаль случайно портит воспоминания о доме. Радость пытается исправить, и их обеих засасывает в подсознание, в мини-бадди-муви, учиться дружить, взаимодействовать и ценить друг друга.

Вау. Пиксар – студия, известная умением в равной степени развлекать детей и впечатлять родителей,– объясняет сама себя, на этот раз действуя буквально с помощью эмоциональных манипуляций. Фабула не нова: еще архаичная диснеевская школа вовсю эксплуатировала детскую грусть и детскую жалость, через Русалочку, Бэмби и Симб, но, наверное, никогда еще мультфильм не был настолько печальным – и при этом таким светлым. Ценность светлой печали – чуть ли не единственной эмоции, способной играть пусть минорные, но красивейшие мелодии на душевных струнах – известна хорошо: иначе бы сентиментальные романы в мягких обложках не продавались сумасшедшими тиражами, а дамы не водили бы кавалеров в кино на романтическую дребедень. Однако история о взрослении, как о времени, когда дети впервые встречаются и смиряются с несовершенством мира, учатся грустить и больше не управляются слепой, непосредственной, беззаботной и иногда даже лицемерной детской радостью – это не только тонко, но еще и безжалостно реалистично. Позитив не может базироваться исключительно на отрицании, что, как известно, первая стадия отношения к чему-нибудь нехорошему (в текущей ситуации — взрослению и букету соответствующих проблем). Грустить – это нормально, из печали вырастает и ответственность, и забота, и умение сопереживать. Эмоциональный дуализм (а лучше -полихромность) – непременный атрибут душевной гармонии.

Те, кто двадцать лет назад смотрел «Историю Игрушек», сейчас должны вести первенцев в кино. Поэтому, чтобы всем было интересно, творческий метод выбран со снайперской точностью – взрослые проблемы через призму ребяческого эмоционального восприятия

Можно посетовать на традиционное (особенно после «Вверх») обилие стопроценто детского развлечения, но это как раз нормально: невозможно создавать мультфильмы только для родителей, им будет неловко, а отпрыскам – скучно. Но с «Головоломкой» особый случай: как раз те, кто двадцать лет назад смотрел «Историю Игрушек», сейчас должны вести первенцев в кино. Поэтому, чтобы всем было интересно, творческий метод выбран со снайперской точностью – взрослые проблемы через призму ребяческого эмоционального восприятия. Пока девочка переживает по детскиим поводам, а соответствующая аудитория сочувствует, зрителям постарше предлагаются поводы посерьезнее: продан дом и куплена квартира практически в гетто, все свободные средства, очевидно, пошли на поддержку бизнеса в непростые времена (неудачный поиск инвесторов, необходимость уволнять сотрудников). Посмотрите в головы родителям, ведь такая возможность присутствует: у мамы главенствует Печаль, у папы лидерские функции выполняет Гнев. Ничего себе счастливая семья! Посмотрите на пол эмоций: раздражительность у Райли, судя по всему, от отца, как и склонный к паранойе Страх. У девочки фиолетовый чудик, пусть и комично, но постоянно поминает катастрофы, а мы ничего не слышим про бабушек-дедушек. Катрина? Чарли? Калифорнийские пожары? Впрочем, это уже из области почти безосновательных догадок.

Головоломка, рецензия

«Головоломка», рецензия

В том, как сочетается интересное для разных зрителей, видится высший пилотаж. Вроде бы идея одна, понятная на уровне концепции еще по трейлерам, но она выжата досуха, использована на 110% — виртуозная визуализация по своей внутренней логике безупречна, няглядна, ярка, максимально доступна, но без удручающей примитивности и лишних упрощений. Равно как нет и лишних усложнений и легкого для творческих экспериментов пубертата: перед нами один год, одна ситуация, один этап только начинающейся жизни. Сознание и подсознание выглядят почти арифметически строго и логично – и это как раз хорошо, для сюрреализма существует анимация страны восходящего солнца. Жизнь внутри головы смотрится не продуктом мозгового штурма расчетливых аниматоров, а детской фантазией – и нет похвалы лучше для такого кино. «Головоломка» — две параллельных истории: Райли и ее эмоций, и между ними нет причинно-следственных отношений, только мастерски исполненный синхрон – и это, пожалуй, самое крутое, что есть в новом пиксаровском мульте, замечательно отражает противоречивость, движение и живость внутреннего мира.

Взрослые трудности решаются детскими методами, но верно и обратное: не по-детски серезными способами разруливаются, казалось бы, простые темы. По «Головоломке» замечательно получать представления о психолгии, как по «Незнайке на Луне» учатся экономические понятия. Доступность не делает хуже, наоборот: визуализировать на понятном малышам уровне сложные вещи – это невероятно талантливо. Полный спектр эмоций: и немного злости на «детскость», и печаль от невеселости поднимаемых тем, и чистая радость от хорошего кино. Ах, Пиксар – специалисты по поставке Патронусов, Nuff said.