Спутник Юпитера (Jupiter holdja), 2017, Корнел Мундруцо

Армен Абрамян видит в фильме Мундруцо гибрид драмы, приключенческого триллера и религиозной притчи

При попытке пересечь границу, молодой беженец Арьян получает огнестрельные ранения, которые закономерно возносят его на небеса…в буквальном смысле. Парнишка не только не умер, но ещё и научился летать. Столь интересные способности привлекают внимание совестливого доктора и коррумпированного полицейского. Умеющий левитировать Арьян оказывается, между делом, сыном плотника. И трудно понять – всерьёз это или ирония. И на всём, что здесь происходит, будет эта двойственная печать не слишком хитрой игры для зрителя, самостоятельно определяющего, что он смотрит: комедию или трагедию.

Кадр из фильма «Спутник Юпитера»

«Спутник Юпитера» — причудливая гибридная многоножка или точнее – один зверь с тремя спинами. Образованный, правда, не гармоничным соитием, а с помощью молотка, гвоздей, скотча и канцелярского клея. Поэтому конструкция ненадёжная, неаккуратная, пахнет синтетикой. С одной стороны – это традиционная европейская психологическая драма о мужчине среднего возраста (не случайно — врача), погрязшего во всевозможных кризисах, взирающего на мир из обывательского болота. Встреча с Арьяном меняет его, вынуждая задумываться не только о филистерских материях.  С другой стороны, перед нами столь же традиционный приключенческий триллер голливудского типа наподобие «Ярости» с Кирком Дугласом или «Меркурий в опасности» с Брюсом Уиллисом, где протагонист спасает от  могущественных злодеев человека со сверхспособностями. А ещё это религиозная притча об экзистенциальной необходимости спасения души на мотив очередного «заката Европы». Вот зверь и елозиться на три вектора.

«Спутник Юпитера» — причудливая гибридная многоножка или точнее – один зверь с тремя спинами. Образованный, правда, не гармоничным соитием, а с помощью молотка, гвоздей, скотча и канцелярского клея

Зрелище занимательное и нужно отдать должное режиссёру — фильм динамичный и не скучный. Корнел Мундруцо не в первый раз селекционирует жанровые гибриды (взять хотя бы его грангиньольный мюзикл «Иоханна»). Но, несмотря на кажущуюся мейнстримовую необычность его последнего опуса, «Спутник Юпитера» идеально укладывается в линейку исканий венгерского автора. Жаль, кино не оправдывает своих амбиций, не раскрывает даже половины тех треклятых и вечных философских вопросов, которые возникают в ходе повествования. Многозначительная смысловая подложка оставляет впечатление непереваренной каши. Роскошный, как всегда, Мераб Нинидзе в роли доктора Штерна и по большей части удачные спецэффекты – основные достоинства ленты.