Космический колхозник

Марсианин (The Martian), 2015, Ридли Скотт

Стас Селицкий о «Марсианине» Ридли Скотта

Ученый астронавт Марк Уотни (Мэтт Деймон) по стечению обстоятельств остается один на пустой научно-исследовательской станции на Марсе. Еды на долгосрочную перспективу явно недостаточно, очень одиноко и еще больше страшно. Герой начинает борьбу за выживание до прилета следующей марсианской экспедиции.

"Марсианин", рецензия

«Марсианин», рецензия

Безэмоциональная постановка Скотта, лишенная выраженного стиля, лишь усугубляет дело: за исключением шлягеров с плеера героя почти нет звукового сопровождения, а камера показывает красную землю в основном с верхней перспективы, оставляя «вкусные» и возможные решения за бортом

Несмотря на угнетающий робинзоновый пессимизм, «Марсианин» оптимистичен насколько это возможно. В сущности, одноименный роман Энди Уира — вдохновляющий манифест, в котором нашлось место и иронии, и тоске, но ни в коем случае не отчаянию. Ридли Скотт экранизировал его очень близко к атмосфере текста. Где-то добавив — второстепенной ветке про НАСА и сослуживцев Уотни уделяется больше времени, чтобы размешать легкие страсти и абсурд. Где-то убавив – у героя довольно мало критических ситуаций, хотя их наличие и решение должны быть во главе авторского замысла. Одиночество человека, пусть даже в космосе — довольно тонкий жанр для исследования. И в этом смысле история «Марсианина» вещь, конечно, упрощенная и очень дружелюбная, благодаря ничего не требующей, позитивной интонации. От этого уже пляшут типичные обвинения — и отсутствие россиян, и научные несуразности, которые заметит пытливый глаз. В такой простоте есть выигрышное и даже бессознательное очарование, так как минуется эмоциональная нагроможденность. Но как в точных рекламах, где нет ничего лишнего, это очарование очень пустое. А безэмоциональная постановка Скотта, лишенная выраженного стиля, лишь усугубляет дело: за исключением шлягеров с плеера героя почти нет звукового сопровождения, а камера показывает красную землю в основном с верхней перспективы, оставляя «вкусные» и возможные решения за бортом. В конце особенно заметна беспомощность истории, основное действие которой можно поместить в любое окружение с практически неизменным результатом. То есть, увы, но за всеми личинами «Марсианин» просто-напросто холодный, как космос.

AlteraPars:

Рецензия Эрика Шургота

Рецензия Игоря Нестерова

Рецензия Артура Шафеева

Рецензия Сергея Феофанова