Люди Икс: Дни минувшего будущего (X-Men: Days of Future Past), 2014, Брайан Сингер, рецензия

Добрыня Никитич последовательно разносит «Дни минувшего будущего» и заключает, Marvel – трусы.

Договоримся сразу: новые «Люди Икс» — вещица поразительно дрянная. Возвращенец-Сингер умудрился враз разбазарить практически все нажитое честным трудом Мэттью Вона. Он показательным образом вымарал невиданную для кинокомикса интеллигентность «Первого класса», недвусмысленно показывая, кто в мутантском доме хозяин. Как старший ребенок, ревнующий к появлению младшего брата, он будто бы назло Вону свел до нуля шахматно-личностную партию молодых Ксавьера и Магнето, являвшуюся основным козырем «Первого класса», в результате чего Фассбендер и МакЭвой вынуждены лениво маяться необязательной ерундой в кадре, от чего их даже немного жаль (опустим гонорарный вопрос и предположим, что все делалось не во имя корысти, а токмо любви к искусству ради). Не повезло и главной и по совместительству оскароносной женской кинозвезде Лоуренс, вынужденной самостоятельно разгребать сценарный завал с Мистик. Разве что Джекман вновь в центре внимания, но в контексте ребута он кажется едва ли не лишним вместе с остальными рудиментами оригинальной трилогии, которых явно позвали за компанию. Совместить стольких персонажей в рамках двух параллельных сюжетных линий, связанных между собой зыбучими путешествиями во времени, Сингеру удалось с видимым трудом, а неумелые политические рефрены в виде Парижской конференции и убийства Кеннеди, ставшего своеобразным американским «потому что гладиолус», и вовсе являются росчерком в собственной беспомощности, особенно на фоне удачного вплетения в канву событий Карибского кризиса в фильме Вона. Воистину: по блату – не по канату.

Вывод напрашивается сам собой: Marvel – трусы, неспособные играть красиво.

Вполне возможно, создатели «Дней минувшего будущего» (название-таки хорошее, ладно) хотели сыграть на безжалостном черве человеческих эмоций – ностальгии. Ведь было время, когда первые, довольно топорные «Люди Икс» казались вполне себе годным супергеройским кино без подтекстов, контекстов, отсылок и прочих примочек; теперь же всем подавай рефлексирующих интеллектуалов, под настроение втискивающихся в обтягивающее трико, и я вот не могу сказать, что это плохо. Сингер застрял в прошлом, его будущее, в котором он по-прежнему был бы на коне, безвозвратно миновало, а в будущем наступившем он по всем статьям проигрывает режиссерам новой закалки. Самой же парадоксальной в данной ситуации является стратегия Marvel, которые сначала перезапускают отошедшие от дел франшизы под руководством умненьких и в хорошем смысле стильных постановщиков (да-да, это я и про «Человека-Паука» в том числе), а затем либо возвращают морально устаревшие кадры на капитанский мостик, либо просто кардинально меняют манеру повествования, пользуясь проверенными лекалами (типа все поверили, что Уэбб сам додумался снять столь корявый сиквел). Вывод напрашивается сам собой: Marvel – трусы, неспособные играть красиво. Они ставят на безвкусных «Мстителей», сделанных дедовским способом, и удивленно открывают рты, когда выстреливают нестандартные и креативные проекты, которые робко надеялись «хотя бы окупить». Риск – дело благородное, благородство – удел королей, а, значит, Marvel все еще не на троне.