//Рецензия на “Футболиста” Александра Гордона

Рецензия на “Футболиста” Александра Гордона

Эпоха перемен

Футболист, 1990, Александр Гордон

Андрей Волков – о перестроечном боевике Александра Гордона, главную роль в котором сыграл Валентин Гафт

В следующем году будет тридцать лет с момента распада Советского Союза. Уже выросло поколение, никогда не жившее при коммунизме. Ушёл в прошлое и огромный пласт советской культуры – литература, театр, киноискусство – несмотря на международное признание этого наследия. Продвинутая молодёжь, возможно, что-то знает об Андрее Тарковском, однако его соратник и друг Александр Гордон (не путать с телеведущим) уже совершенно в тени истории. Хотя это был неординарный, талантливый режиссёр, во многом предтеча киноперестройки. 7 декабря его жизнь подошла к концу, хотя как режиссёр он уже давно в «списках не значился».

Александр Гордон (1931 – 2020) учился вместе с Андреем Тарковским во ВГИКе, был убеждённым коммунистом (член партии с 1953 года) и при этом снимал совершенно нетипичное для советского экрана кино. Если его друг облюбовал артхаус, в котором в 1960-1970-е гг. создал образцовые произведения, то Александр Гордон тяготел к жанровому кино или, как мы бы сказали относительно западного постановщика, к экшну. Где только возможно, он создавал фильмы действия – детективы, боевики, криминальное кино, как-то умудряясь лавировать между запросами зрителей и советской цензурой. Ещё во время учёбы во ВГИКе они с Андреем Тарковским снимали мелкобуржуазное, говоря языком советской критики, кино – экранизацию рассказа Эрнеста Хемингуэя «Убийцы» (1956), а также саспенс «Сегодня увольнения не будет…» (1959). Затем их режиссёрские пути разошлись, однако дружба осталась, так что уже много позже Александр Гордон был режиссёром дубляжа иностранных картин своего друга «Ностальгия» (1983) и «Жертвоприношение» (1986). Кроме этого, он был женат на сестре Андрея Марине Тарковской.

Александр Гордон старался перенести западные жанры на советскую почву. Для того чтобы снимать наперекор принципам социалистического реализма, нужны были смелость и настойчивость, и режиссёр имел их. Именно Гордон стоит у истоков немногочисленной экшн-школы СССР, создав такие работы, как «Кража» (1970), «Схватка в пурге» (1977) и «Человек, который закрыл город» (1982). Особняком стоят «Сцены из семейной жизни» (1979), вроде бы уступка официальному кино, но если взглянуть с другой стороны – а не влияние ли Ингмара Бергмана тут прослеживается, в частности, его классической драмы «Сцены из супружеской жизни» (1973). Наверняка Гордон разделял любовь Андрея Тарковского к величайшему мастеру мирового кино, на родине которого Тарковский и завершил свой режиссёрский путь.

«Футболист» – поздняя работа Александра Гордона, снятая, как и боевик «Выкуп» (1986), в эпоху перестройки. Распад СССР вроде бы открывал безграничные возможности в плане творчества – снимай всё, что хочешь. Но на деле рынок наводнили малопрофессиональные дешёвые комедии, боевики, ужастики. Один Анатолий Эйрамджан со своей студией «Новый Одеон» чего стоит! И сколько тогда было таких деятелей жанрового кино! – нет, не всё достойно сохранения, что было снято в нашей стране.

Кадр из фильма “Футболист”

Александру Гордону развал и распил советской киношколы был не по душе. Он желал её обновления, а не слом на корню всего и вся. Кризис, случившийся в российском кино 1990-х гг., не идёт ни в какое сравнение с кризисом итальянского кинематографа аналогичной поры – перефразируя Годара, у нас снималось много фильмов, но мало было кино.

Предчувствием слома эпох наполнена и последняя картина мастера «Футболист». Несмотря на завлекательный синопсис на КиноПоиске, это всё-таки серьёзное кино, а не боевик. Режиссёр на примере развала советского спорта показывает новые правила игры в хищном мире капитализма. Работу Гордона легко сопоставить с классическим боевиком Тони Скотта на ту же тему «Последний бойскаут» (1991), и режиссёру наверняка понравилось бы такое сравнение. И в СССР, и в США спорт превратили в тотализатор, где мафия зарабатывает большие деньги на договорных матчах, а футболистов банально покупают, так что из спортсменов они превращаются в шестёрок гангстеров. Понятия совести, чести, профессионализма постепенно размываются, так что ныне хорошим считается то, что в иные времена было дурным.

Александр Гордон словно перенял критику капитализма с нравственных позиций у другого кумира Андрея Тарковского, французского классика Робера Брессона, который высказался на эту тему максимально откровенно в своей финальной картине «Деньги» (1983). Бывший футболист, а ныне тренер Олег Норов (в этой нетипичной для себя роли выступил всегда убедительный Валентин Гафт) не желает мириться с тем, что считает неправильным. Конечно, он не действует методами американского героя-одиночки, ибо, повторимся, Александр Гордон снимал не боевик, а криминальную драму. Скорее важно нравственное превосходство героя, его нежелание мириться со злом. Увы, в жизни гораздо больше приспособленцев, оттого одному-двум честным людям систему никогда не сломать. Отсутствие романтического флёра бойца-одиночки, резко отличает «Футболиста» от других криминальных картин на эту тему, включая «Последнего бойскаута».

Режиссёр на примере развала советского спорта показывает новые правила игры в хищном мире капитализма. Работу Гордона легко сопоставить с классическим боевиком Тони Скотта на ту же тему «Последний бойскаут» (1991), и режиссёру наверняка понравилось бы такое сравнение

«Футболист» построен не на сценах действия, которых тут очень мало, а на драматическом конфликте, прежде всего с самим собой. Главный герой не желает принимать новое время и новые порядки, борется с ним, но это тоже самое, что борьба Дон Кихота с ветряными мельницами. Зато сколько благородства в стремлении Олега Норова к справедливости, которой в наступающую эпоху олигархического капитализма ему уже не добиться. Прежде мелкий спортивный деятель Григорий Давыдович ныне бизнесмен, заработавший состояние на тотализаторах. Как это по-русски – из грязи в князи. Этого персонажа можно счесть ранним примером «нового русского», которые заполонят наши экраны в 1990-е гг., да и в жизни кто не знал этих братков, разбогатевших на приватизации и кооперации.

В роли Григория Давыдовича неожиданно выступил известный киновед Виктор Дёмин (1937 – 1993), занимавшийся в основном вопросами кинодраматургии и читавший лекции по теории кино на Высших курсах сценаристов и режиссёров с 1965 года и до своей смерти. Дёмин разделял западнические взгляды Гордона и Тарковского и со своей редакторской трибуны в «Советском экране» выступал за реформу советского кино. Также он отец талантливого оператора Ильи Дёмина, снявшего многие заметные фильмы 1990-2000-х гг.

Футбол – специфическая тема, которая не каждому будет интересна. Понимая это, Александр Гордон выстроил действие таким образом, дабы на первый план выходили характеры героев и их взаимоотношения, а спортивные подробности оставались на периферии. Режиссёр выбрал футбол по причине того, что спорт стал наиболее криминальной отраслью, ибо в нём крутятся большие деньги, а где деньги, там и новая порода людей – хищники капитализма. Они не остановятся ни перед чем, чтобы зарабатывать как можно больше.

Ретроспективно обращаясь к этому фильму, спустя 30 лет, видишь, что режиссёр был во многом прав. Если в США аппетиты хищников сдерживают законы и рыночная экономика, то у нас давно произошло сращение криминала и власти. Пользуясь административным ресурсом, а также типично бандитскими методами, «новые русские» набивают себе карманы и никогда не остановятся, ибо зарабатывание денег и есть основа капитализма, который без сдерживающих законов развивается подобно раку, поглощая не только отрасли экономики, но и развращая сознание людей.

«Футболист» – яркий образец осмысления времени, которое пришло следом за волной перестройки. Александр Гордон не желал быть частью этого, оттого и завершил этим фильмом свою режиссёрскую карьеру. В 2000-е гг., когда «кооперативное кино» ушло в прошлое, и появилась возможность работать профессионально, постановщик предпочёл писать книги, не желая восхвалять мнимую стабильность, якобы пришедшую на смену «проклятым 90-м». И сложно в этой связи не вспомнить мудрую фразу народного политика Виктора Черномырдина – «никогда такого не было, и вот опять».

Критиканство
Хронология: 1990-е | | География: Россия и СССР
Автор: |2020-12-13T12:10:13+03:0014 Декабрь, 2020, 11:59|Рубрики: Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok