Augen auf!

Не/смотря ни на что (Mein Blind Date mit dem Leben), 2017, Марк Ротемунд

Дмитрий Котов — о новом фильме Марка Ротемунда

Нынешний «оскаровский» сезон богат на экранизации биографий и автобиографий. «Лев» — жизненный путь потерявшегося индийского мальчика, «Лунный свет» повествует о трудностях парня нетрадиционной сексуальной ориентации в чернокожей семье, «Скрытые фигуры» — история афроамериканок, работавших на NASA. В общем, прошлогодние бурления на тему «Почему “Оскар” такой белый?», кажется, возымели действие. Толерантность победила, и кинематограф как таковой имеет к этой победе, пожалуй, не самое прямое отношение. На первый взгляд, сию пеструю палитру мог бы дополнить не менее примечательный, но менее разрекламированный немецкий фильм «Не/смотря ни на что» — о противоборстве агрессивной окружающей среде и оттенкам дискриминации. Хотя если присмотреться, станет ясно, что подобное сравнение лишь номинально, ведь цвет кожи в контексте фильма вообще не важен, и во главу угла поставлена совсем другая особенность главного героя.

"Не/смотря ни на что", рецензия

«Не/смотря ни на что», рецензия

Юноша-полукровка (мама — немка, папа — цейлонец) родился в Германии, ходил в обычную школу, а в старших классах стал подрабатывать официантом, мечтая пойти по стопам дяди — успешного, по меркам Шри-Ланки, отельера. Все шло по плану, но коварная болезнь, как водится, спутала карты стремительно и внезапно. Отслоение сетчатки — штука паршивая, быстро прогрессирующая и не всегда поддающаяся лечению. Как итог — потеря зрения на 95% и разрушенные жизненные перспективы… Для любого другого, но не для Салии Кахауатте, реальная история которого, описанная в автобиографическом рассказе, легла в основу киноленты. Он твердо решил, что пройдет сложное комплексное обучение в «Баварском дворе» — одном из лучших отелей Германии, впервые открывшем двери более полутора веков назад и принимавшем в своих покоях королевских особ. Титанические усилия нужно приложить, чтобы научиться убирать номер, готовить на кухне ресторана и сервировать стол, когда перед глазами — сплошное размытое пятно. Хранить свой недуг втайне — рискованно и почти невозможно. Но другого выхода нет, потому что на столь ответственную работу слепому путь заказан. Почему-то с самого начала веришь: этот проворный малый своего добьется — хоть и лоб расшибет. В буквальном смысле слова.

Сын мигранта — раз; инвалид — два; живет в Германии — три. Казалось бы, идеальные условия для того, чтобы надавить на жалость и прочно влиться в конъюнктуру фестивалей и кинопремий последних лет. Но не тут-то было. Кино снято как легкая, симпатичная, визуально безупречная комедия с качественным и добрым юмором. Поразительно, что, рассказывая о борьбе скованного болезнью упрямца за достойное место в обществе, Марк Ротемунд не выстрадал серьезную драму вроде «Филадельфии», «Перед классом» или «Тэмпл Грандин», а сотворил нечто воздушное и непритязательное, по атмосфере напоминающее «Отель “Мэриголд”», помноженный на ромкомы с Тилем Швайгером. Так что, подгадав баланс между формой и содержанием, создатели фильма оказались… дальновидными, как бы каламбурно это ни звучало. Кстати о каламбурах. «Не/смотря ни на что» — уникальный случай для российского проката, когда наши умельцы не только не извратили до маразма оригинальное название, но и предложили даже более выигрышное. Немецкое «Мое свидание вслепую с жизнью», которое по-русски звучит, признаем, неблагозвучно, смогли переработать так, что игра слов сохранилась, а смысловой акцент сверкнул по-новому. Однако решение на стадии дубляжа привлечь к озвучению главной женской роли Диану Гурцкую можно расценивать двояко — и как жест сочувствия, и как очередной пиар-ход.

Кино снято как легкая, симпатичная, визуально безупречная комедия с качественным и добрым юмором. Поразительно, что, рассказывая о борьбе скованного болезнью упрямца за достойное место в обществе, Марк Ротемунд не выстрадал серьезную драму вроде «Филадельфии», «Перед классом» или «Тэмпл Грандин», а сотворил нечто воздушное и непритязательное, по атмосфере напоминающее «Отель “Мэриголд”», помноженный на ромкомы с Тилем Швайгером

«Не/смотря ни на что» — это кино о дружбе, взаимовыручке и крепости семейных уз. На самом деле, Салие невероятно повезло. У него появился преданный друг — балагур, тусовщик и ловелас Шрёдер, который, несмотря на раздолбайский характер, стал для коллеги надежным поводырем и опорой. Рядом всегда была чуткая и понимающая сестра Шила. И, конечно, не могла не наградить за старания всенепременная Любовь — Лаура и ее пятилетний сын, кажется, готовы принять Салию с распростертыми объятьями, невзирая на слепоту и опасное, но вынужденное вранье. Кроме того, болезнь позволила нашему герою развить врожденные таланты, наглядно и находчиво продемонстрированные в фильме, — феноменальную память, отличный слух и повышенную чувствительность к запахам. Все это делает удивительную, но подлинную историю уж больно похожей на сказку. И это, наверное, самый большой ее недостаток. С определенного ракурса становится заметна мишура, которой были изящно украшены реальные факты. В красивых декорациях роскошного отеля появляется ощущение если не искусственности, то крайней исключительности подобного стечения обстоятельств, заставляющее осознать, что в 99% случаев все сложилось бы иначе.

Хотя какой была бы жизнь без сказок? Сказка-быль Ротемунда, например, напоминает о том, что недуг не имеет власти над желанием и возможностью быть счастливым. Впрочем, только в том случае, если ты не одинок.