Охотник на лис (Foxcatcher), 2014, Беннетт Миллер, рецензия

Нервически сыгранная американская трагедия. Виктория Горбенко рецензирует «Охотника на лис».

Джон Дюпон, «орнитолог, филателист и филантроп» носит фамильный нос и мечтает вписать свое имя в историю. Не нюхавший пороха, как его эмигрировавший из Франции предок, да и вообще не имеющий никаких выдающихся талантов эксцентричный миллиардер решает создать «dream team» из перспективных борцов. Родовое поместье быстро превращается в тренировочную базу, олимпийский чемпион с детсадовским уровнем психологического развития вербуется ручным зверьком, матушка высокомерно воротит нос от нового «низкого» увлечения сына (тем более что не знает, куда девать железную дорогу, с которой тот играл до этого), а брат чемпиона, который и сам чемпион, гордо отказывается от участия в проекте. Впрочем, лишь до поднятия стоимости своих услуг.

Третий байопик Беннета Миллера, уже зарекомендовавшего себя крепкими «Капоте» и «Маниболлом», ничем не уступает предыдущим его работам, хотя ничем их и не превосходит. Режиссер снова мастерски пересказывает реальную историю, взглянув на нее под оригинальным углом. Кино, вроде бы позиционирующее себя спортивной драмой, на поверку оказывается чем угодно, только не ею. Впрочем, фильму нельзя отказать и в доле напряжения, возникающего в решающие соревновательные моменты, а ожидать чего-то большего от классической вольной борьбы было бы даже странно. Мало, согласитесь, шарма в том, как двое мужчин в трико пытаются вытолкнуть друг друга за пределы круга. Да, здесь есть немного пафоса в олимпийском стиле о силе духа, свойственной победителю. Да, есть здесь немного горечи поражения и умения заново собрать волю в кулак. По большому же счету, линия Марка и Дэйва Шульцев, их взаимоотношений в братской и спортивной плоскостях, да и сами их характеры много уступают истории Джона Дюпона, а конечном итоге просто ее оттеняют. Не фоновая убедительность Руффало, не органичная заторможенность Татума, а именно суетливость Карелла, жалкая горделивость его вздернутого подбородка делают «Охотника на лис» тем, чем он и является. Нервически сыгранной американской трагедией, суть которой не в иллюзорности общества равных возможностей, а в том, что добиться всего, реализовав свои таланты можно, но для этого нужно иметь таланты. Парадоксально и занимательно также то, что место под солнцем пытается найти тот, у которого есть, казалось бы, все.

ох

Нервически сыгранной американской трагедией, суть которой не в иллюзорности общества равных возможностей, а в том, что добиться всего, реализовав свои таланты можно, но для этого нужно иметь таланты.

Джон Дюпон – наследник влиятельной династии, этаких американских аристократов, сколотивших нехилый капитал во время Первой мировой. Он обладает огромным состоянием, а в его шикарном особняке целый зал просто кричит о достижениях предков. И этому человеку более всего на свете хочется не ударить в грязь лицом, быть достойным своей фамилии, сделать что-то, что прославило бы лично его. Дюпон пробует себя в различных отраслях, всеми силами старается нарастить свою значимость (пишет книги, спонсирует музеи, учит местных полицейских стрелять) и в итоге решает, что может быть тренером: заменить традиционные родовые забавы – охоту на лис и разведение чистокровных жеребцов – созданием спортивного клуба «Foxcatcher». Но и здесь оказывается, что он смешон, и единственная доступная ему функция – обмахивать запыхавшегося борца полотенцем. Герой просит называть себя Золотым Орлом, но это не приближает его к славе предков, когда-то прибывших из Франции на корабле с названием «American Eagle». Пытается обрести друга в лице наивного Марка, но неосознанно следует по стопам матери, в детстве просто купившей ему товарища для игр. Пытается построить спортивную империю, где был бы для своих подопечных и наставником, и отцом родным, но выходит только очередная потемкинская деревня. В конечном итоге, перед нами драма обычного человека, на которого давит необходимость соответствовать стандартам и ожиданиям. Человека, жаждущего хоть в чем-то почувствовать себя лучшим. Человека, возомнившего, что он сможет купить всеобщее обожание, присвоив чужие заслуги. Ну, а за падением отдельно взятого миллиардера можно усмотреть и вырождение старейших промышленных и финансовых кланов, которое, быть может, началось не с позорных выходок Пэрис Хилтон, а с трех выстрелов в Филадельфии, ознаменовавших очередной крах пресловутой american dream и начало затяжной зимы тревоги нашей.