Под маской жиголо (Fading Gigolo), 2013, Джон Туртурро, рецензия

Иоахим Штерн считает пятый фильм Джона Туртурро не слишком удачной безделицей – слишком мало юмора и слишком много евреев

Нью-Йорк, наши дни. Обаятельный еврей Мюррэй всю жизнь торговал редкими книгами, теперь его магазин обанкротился, и бедолаге необходимо срочно найти иной источник дохода. Источником дохода становится флорист Фиораванте – Мюррэй предлагает старому приятелю потрудиться на ниве эскорт-услуг, тот, поломавшись для приличия, соглашается. Удивительнее всего то, что дела у парочки, что называется, пойдут – плененная римским профилем Фиораванте дамочка порекомендует новоиспеченного жиголо своим подругам, а Мюррэй на вырученные деньги порадует свою мультикультурную семейку пижонским диваном. И все бы так и продолжалось, но тут на горизонте появляется ортодоксальная вдовушка из еврейского квартала.

Есть здесь и в меру смешные диалоги, и в меру духоподъемная мораль, и даже щепотка меланхолии, но в итоге «Под маской жиголо» забывается так же быстро, как, скажем, съеденная на обед коробочка с китайской лапшой

Очередная режиссерская работа замечательного артиста Туртурро с первых же минут презентует себя милой безделицей, старомодной комедией о том, как странные люди попадают в еще более странные обстоятельства. В дальнейшем эта характеристика блестяще подтверждается – есть здесь и в меру смешные диалоги, и в меру духоподъемная мораль, и даже щепотка меланхолии, но в итоге «Под маской жиголо» забывается так же быстро, как, скажем, съеденная на обед коробочка с китайской лапшой. Иначе говоря, при всей своей формальной оригинальности, кино оставляет впечатление чего-то необязательного и даже немного избыточного – шуток про евреев слишком много, смешных шуток слишком мало, сценарий угловат, смыслы незатейливы, а единственный неожиданный подтекст изрядно портит то, что и он, черт возьми, проходит по еврейскому ведомству.

Не подумайте дурного, все это замечательно и очень интересно, но к лицу ли абсурдистской комедии о мужской проституции пейсы и кошерная еда? Добавьте к этому многочисленные огрехи сценария – и вы поймете, почему «Fading Gigolo» не оправдывает даже тех скромных ожиданий, которые были на него возложены. Слишком серьезный Туртурро фонтанирует хлесткими афоризмами и играет не пойми что, старушка Стоун воздвигает нерукотворный памятник беспощадному времени, история разваливается под собственной тяжестью, и в целом все это безобразие выглядит забегом сферических лошадей в вакууме – лишенные биографий и мотиваций герои пытаются сделать зрителю смешно, но получается отчего-то грустно. Все эти недостатки здорово портят и без того не самое выдающееся кино, и чем дальше в лес – тем толще партизаны. В итоге аплодисментов заслуживает лишь великий Аллен, в очередной раз сыгравший самого себя с таким блеском, что остается только руками развести.