Оно (It Follows), 2014, Дэвид Роберт Митчелл

Ив Мольер хвалит фильм Дэвида Роберта Митчелла.

Небольшая ирония на тему фолловеров — Дэвид Роберт Митчелл собирается доказать зрителям, что у этого слова есть разные значения. И некоторые просто ужасают.

В последнее время намечается тенденция заморачиваться с сюжетной линией хорроров и обязательно примешивать в общий котел драму или остросоциальный подтекст. То ли, наконец, наступила эпоха повсеместного морализаторства, то ли «Бабадук» своим странным успехом открыл новую нишу для фильмов ужасов. Словом, больше не снимают про призраков, зомби и проклятые дома — теперь за каждым шорохом и треском в ночи стоят алкоголизм, депрессия или жестокое обращение с детьми. Митчелл пошел дальше и вцепился в тему венерических заболеваний, как в последнюю надежду. При кажущейся абсурдности идеи вышла очень толковая лента, ни разу не отклоняющаяся от канонов заданного жанра.

Девятнадцатилетняя Джей — кровь с молоком и белокурые волосы- большую часть времени предоставлена сама себе. Мама, как говорят в простонародье, «забила» на детей, а те самореализуются, как умеют. А девятнадцать — возраст сложный и дурной. Еще не взрослая, уже не ребенок, почти без жизненного опыта и внутренней опоры. Словом, все складывается по тошнотворно-классическому сценарию. Парень Джей оказывается счастливым обладателем странных тараканов в голове и периодически шарахается от людей и торопится покинуть общественное место, в спешке увлекая за собой подружку. Та настораживается, но от совместной ночной поездки загород не отказывается. Темнота, машина, романтика, секс. И тут самое время предаться лирическому порыву и порассуждать о жизни, но сзади прилетают подзатыльник и тряпка с хлороформом. Просыпается Джей уже привязанная к инвалидному креслу, а непутевый романтик наскоро рассказывает ей, что через половой акт она заразилась неизведанным вирусом — теперь ее повсюду будет преследовать медлительное, но ужасное Оно.

Оно, рецензия
«Оно», рецензия

Оно может принимать любой облик. Оно может видеть только носитель вируса. Оно не умеет разговаривать и может только идти следом. Оно не бегает, но методично подбирается к своей цели. Оно никогда не останавливается и никогда не спит. Оно не успокоится, пока не поймает свою жертву и не убьет ее. Передать Оно можно только через секс. Но если твой партнер не справится с монстром и погибнет, то ты снова в опасности. История фантастичнее сыра Хохланд. Однако привязанная Джей действительно замечает, что медленными шагами из дальнего темного угла к ней начинает продвигаться странная бледная женщина без одежды. Вернувшись домой, девушка решает, что связалась с сумасшедшим, а кошмар былой ночи — всего лишь жуткий перфоманс, устроенный для забавы. Но вот и в ее школьном дворе появляется загадочная старушка и уверенно двигается в сторону Джей через поляну. Прочие студенты не видят Оно, и Джей понимает, что опасность реальна.

Если вас хоть раз посещало параноидальное чувство преследования, Оно доведет вас буквально до истерики. Митчелл мастерски подает своего нелепого монстра, даже позволяет зрителю относиться к нему с долей скепсиса, а потом начинает уверенно сгущать краски. На удивление изумительный актерский состав, на удивление грамотная подача материала — и получается синтез хорошего фильма ужасов и социальной рекламы. Что за метафора скрывается в Оно — вопрос открытый. Может, СПИД, повсюду преследующий носителя, как шлейф. Может, любое другое венерическое или же их совокупность. Концепт ясно отражает и чувства носителя вируса — от отрицания и ярости до смирения, и отношение окружающих — отвращение, страх и недоумение. Вы, конечно, не станете думать о том, что случайные половые акты приводят к болезненной сыпи, выделениям с неприятным запахом, резям, нарушениям функций половой системы и прочим осложнениям, пока будете наблюдать погоню монстра за Джей. Но если однажды вам понадобится объяснить своему ребенку, почему следует трижды подумать, прежде чем уехать с малознакомым мальчиком в заброшенный район для романтической ночи — покажите ему этот фильм. Сработает лучше любой нравоучительной нотации.

Даже если в фильме активно цитируют «Идиота», он все еще может быть лишен философской прослойки и оставаться скромным ужастиком с оригинальной подачей. Но тем лента и хороша: своей многозадачностью. Вы можете посмотреть держащий в напряжении хоррор с элементами мистики, а можете зависнуть на несколько часов в сюрреалистичном вакууме, осмысляя вопросы бытия.

При этом нельзя назвать проект Митчелла однобоким и посвященным исключительно сексу. При наличии желания и возможности раскапывать более глубокие метафоры в ленте можно пойти дальше и сорвать маску с Оно, наделить его именем страха, паники, неуверенности и тревоги. Чувства, повсюду преследующие человека на протяжении целой его жизни. Идущие за ним медленно, нерасторопно, шаг за шагом приближаясь к собственной цели. Как часто вы собирались рассказать смешную шутку в шумной компании, но закрывали рот, едва открыв его, в страхе не понравиться глумливой толпе? Как часто вы просыпались ночью от странного ощущения собственной смертности? Когда в последний раз вы с ужасом смотрели в темную комнату, воображая там монстра? Все мы боимся собственного эмоционального багажа, который неуклонно таскаем за собой по свету (именно таскаем, хотя прочим доказываем, что это он преследует нас), боимся смерти, потому что с детства привыкли мыслить утопично и не приучены, что у сказок бывает плохой конец. Все мы боимся осуждения, потому что зависимы от общества так сильно, что полностью потеряли свою исходную личину и стали собранием чужих мнений и предпочтений, которые, в свою очередь, тоже основаны на чьих-то пустых доводах.

Джей борется со своим проклятием почти без участия окружающего мира. Родители не озабочены проблемами ребенка, а друзья помогают не столько из благородных порывов, сколько из интереса и желания проверить, реален ли монстр. С тем же упорством мы воюем со своими фантомными врагами, размахивая непосильно тяжелым мечом перед призраками, порожденными нашим сознанием. Это в первую очередь личная борьба, и кончается она только тогда, когда боец сдается. Хотел ли Митчелл показать именно это эмоциональное противостояние человека и мира? Еще один открытый вопрос. Даже если в фильме активно цитируют «Идиота», он все еще может быть лишен философской прослойки и оставаться скромным ужастиком с оригинальной подачей. Но тем лента и хороша: своей многозадачностью. Вы можете посмотреть держащий в напряжении хоррор с элементами мистики, а можете зависнуть на несколько часов в сюрреалистичном вакууме, осмысляя вопросы бытия.