В поисках белого кита

Подводная эра (Deep), 2017, Джулио Сото Гарпид

Дмитрий Котов рецензирует «Подводную эру».

Испанский анимационный фильм «Подводная эра», созданный, правда, при участии Бельгии и США — довольно смелая заявка на конкуренцию с пестрой голливудской «Подводной братвой», не говоря уже о захватывающих поисках более успешных Немо и Дори от студии Pixar. На хорошо изведанных 3D-анимацией глубоководных пространствах создателям необходимо было определить свою нишу, показать какой-то индивидуальный свежий подход, который в итоге был обозначен не только постапокалиптическим антуражем, но и выбором целевой аудитории. «Подводная эра» — мультик для малышей, который в российском прокате получил рейтинг 6+, а не 0+ преимущественно из-за хронометража, составляющего чуть больше полутора часов, что для дошкольников все-таки многовато.

К 2100 году человеческая цивилизация уступила место на Земле морским обитателям. Крупнейшие города оказались затоплены, а бывалый осьминог со знаменательным именем Кракен в процессе глобального катаклизма собрал вместе всех своих единомышленников и спрятал в укромном месте (проще говоря — в дыре на дне океана), строго-настрого наказав не высовываться во внешний опасный мир, радоваться жизни, праздновать День Спасения и не отсвечивать. Однако внук — непоседливый желтый осьминожка Дип — оказался гораздо смелее. Его-то имя и было вынесено в название фильма, запустив незамысловатую игру слов (deep — глубокий, глубина). Любопытство в тяге к неизведанному подталкивает нашего героя к необдуманным поступкам. Заручившись поддержкой верных друзей — закомплексованной, но гламурной креветки Элис и робкого паникера Иво (рыба-фонарщик), — он покидает границы уютного убежища. При отсутствии родительского контроля баловство с торпедой оборачивается локальным литосферным экстерминатусом с камнепадом и пробуждением спящего вулкана. От жертв среди мирного населения спасает лишь возрастной рейтинг мультфильма. Заблокированные рыбы и прочие обладатели жабр, щупалец и плавников находятся под угрозой смерти от надвигающейся лавы. Они обязательно погибнут, если Дип и его друзья не совершат рискованное путешествие в Город Людей, чтобы позвать на помощь белого кита Нейтана, ведь только он сможет сдвинуть огромный камень и вызволить страдальцев…

«Подводная эра», рецензия

Приключения будут поистине головокружительными: по дороге к Нейтану герои побывают на затонувшем «Титанике»; подружившись с одинокой муреной Морой, посетят руины Нью-Йорка и столкнутся с рыбами-мутантами; узнают об удивительной судьбе человечества и раскроют тайны проекта «Ковчег»… Все это звучит очень воодущевляюще, если бы не отдельные сомнительные эпизоды. Меньшее из зол — регулярные шутки про пердеж. Фекально-газоиспускательная тема — это, конечно, восторг для возраста 6+, но трижды за полтора часа — все-таки перебор. Дальше — больше. Встреча с крабами на пути в Нью-Йорк — легко читаемый и весьма искусственно имплантированный в тело мультфильма месседж на тему нацменьшинств и расовой терпимости. Меха, золотые цепи и, конечно же, рэпчик — четкая, прямолинейная и стереотипная пародия на чернокожую культуру. Шокирующе стремительное развитие событий между креветкой и крабом в границах одной песни — уж слишком вычурная спекуляция на теме межрасовых отношений, присутствие которой в детском мультфильме как минимум спорно. Кстати, создатели предлагают в качестве допматериалов еще и караоке по мотивам музыкальных композиций фильма, так что о пикантных моментах из жизни членистоногих вы, при желании, можете спеть сами…

О фантастичности сценария детского мультфильма говорить не имело бы смысла, если бы отдельные, чересчур далекие от реальности эпизоды не несли бы в себе потенциальную угрозу для пытливых карапузов. Конечно, дети не будут задумываться о том, как в реальном мире работает электричество, как ведет себя извергающаяся лава на дне океана и что может случиться, если заплыть под гигантский валун, балансирующий на честном слове. В общем, дорогие родители, заглушки для розеток после киносеанса стоит перепроверить, а правила поведения на воде — обязательно повторить перед грядущей семейной поездкой на речку.

Испано-американский мультик все-таки совсем детский — на уровне диалогов, юмора и заложенных смыслов, поэтому взрослые дяденьки и тётеньки заскучают наверняка. Зато перед нами семейное кино о дружбе, доброте, взаимовыручке и умении прощать. Несмотря на отдельные нюансы, входящие в конфронтацию с законами физики и здравым смыслом, научить юного зрителя мультфильм может преимущественно хорошему. Родительское присутствие, однако, во избежание недоразумений, не помешает.

Если не придираться, уровень анимации более чем достойный. «Подводная эра» — мультик красивый, с хорошо продуманными разнообразными локациями, разглядывая которые, глаз сам цепляется за интересные детали. Получается, Европа в этом плане не сильно уступила лучшим заокеанским примерам, тем более что целью наверняка была именно борьба за американского зрителя. В противном случае местом действия не стало бы Большое Яблоко, пусть и подводное. Картинка симпатична, а вот с алгоритмами движения 3D-моделей еще стоит поработать — персонажи порой как-то хаотично и не очень правдоподобно плавают, что, впрочем, не сильно бросается в глаза.

Ключевое отличие «Подводной эры» от лучших образцов жанра — отсутствие многослойности. Творения студии Pixar прекрасны тем, что имеют несколько когнитивных пластов, отчего одинаково интересны и детям, и взрослым. Испано-американский мультик все-таки совсем детский — на уровне диалогов, юмора и заложенных смыслов (не беря в расчет «негрокрабов»), поэтому взрослые дяденьки и тётеньки заскучают наверняка. Зато перед нами семейное кино о дружбе, доброте, взаимовыручке и умении прощать. Несмотря на отдельные нюансы, входящие в конфронтацию с законами физики и здравым смыслом, научить юного зрителя мультфильм может преимущественно хорошему. Родительское присутствие, однако, во избежание недоразумений, не помешает.