Бессмертный засранец ищет друзей

Дэдпул 2 (Deadpool 2), 2018, Дэвид Литч

Дмитрий Котов посетил спецпоказ огромной необрезанной версии фильма «Дэдпул 2», организованный при поддержке онлайн-кинотеатра Okko, и делится впечатлениями от очередного кинокомикса от Marvel

Вот и вышел на экраны второй фильм о «болтливом наемнике» Уэйде Уилсоне, он же — одиннадцатый из серии «Люди Икс», безустанно пополняемой новыми кинолентами Marvel. В режиссерском кресле Тима Миллера заменил Дэвид Литч — по причине разногласий первого с главной звездой (а еще сопродюсером и соавтором сценария) Райаном Рейнольдсом. Если первый «Дэдпул» не особо педалировал принадлежность к франшизе и всеми силами старался сохранять самобытность за счет харизмы, зубодробительного юмора и девиантного поведения [анти]героя, то сиквел уже заметнее и глубже интегрирован во вселенную Людей Икс. Не фанату, а рядовому непритязательному попкорноеду будет довольно трудно разобраться в хронологии событий и хитросплетениях сюжетных линий. Впрочем, в случае «Дедпула 2» это дело десятое.

Кажется, продукцией студии Marvel пресытилась уже даже сама студия Marvel. Именно поэтому сценаристы, которым на фоне такого переизбытка сопутствующего контента зрителя зацепить все сложнее и сложнее, лезут из кожи вон, чтобы раскрутить самоиронию на полную катушку и возвести ее в абсолют, попутно ломая «четвертую стену» не бульдозером, но пудовой кувалдой. Начинается вся эта «игра в поддавки» с самого зачина истории, в котором злодей убивает возлюбленную Уилсона Ванессу, сам Дэдпул шутит про выпилившегося Логана, пытаясь последовать за ним туда же, а вступительные титры хохмят на тему всего этого безобразия, подтрунивая над реакцией уже подсаженных на франшизу гиков, нёрдов и прочих любителей кинокомиксов. И это только начало. Самостёбные шутки последуют и про кассовые сборы, и про жанровую принадлежность, и даже про качество спецэффектов: «Это трудно визуализировать, это не кинематографично!»

Кадр из фильма «Дэдпул 2»

Сюжетец намечен жирным пунктиром и оригинальными вывертами не отличается: в интернате для детей-мутантов процветает насилие и практикуются фашистские методы «воспитания». Обитающий там пухляш Рассел Коллинз аккумулирует в себе не только суперспособности, но и злобу на весь мир, помноженную на подростковое бунтарство, а потому (не без провокаций главного героя) выходит из-под контроля, мечтая отомстить ненавистным мучителям, заодно устроив огненный Апокалипсис в буквальном смысле своими руками. Из будущего уже торопится «на огонек» суперсолдат Кейбл, чтобы ликвидировать Джона Коннора юного Рассела, пока тот не натворил дел.

И это, по сути, всего лишь фон. Основной ингредиент теста, из которого до румяной корочки выпечен «Дэдпул 2» — ядреная смесь из малоприличных гэгов, неожиданных скетчей, едких ругательств и целой россыпи отсылок. Кого тут только не поминают, на что только не намекают: «Звездные войны», «Гарри Поттер», «Терминатор», «Основной инстинкт» и даже «Человеческая многоножка» с «50 оттенками серого» (последние два — в произвольном порядке, потому что трудно сказать, что вызывает больше баттхертов). Нашлось место и для беззастенчивой поддевки конкурентов: «Капец ты мрачный. Ты точно не из DC приперся?»

Основной ингредиент теста, из которого до румяной корочки выпечен «Дэдпул 2» — ядреная смесь из малоприличных гэгов, неожиданных скетчей, едких ругательств и целой россыпи отсылок

В крепкую семью Людей Икс Дэдпул не шибко рвется, понимая, что это — не совсем его формат. Поэтому в определенный момент для важной миссии собирает свою команду персонажей со сверхспособностями. Уже классическая, удобная для придумки скетчей тема кастинга (тут должна быть шутка про Пьера Вудмана) в целом работает исправно — на смешных диалогах и, собственно, «изюминках» мутантов. Идущий следом яркий и местами креативный эпизод с провальным десантом усиливает трэш-эффект. Прочие механизмы юмора в «Дэдпуле 2» просты и эффективны до безобразия, включая высмеивание кинематографических клише (например, долгое умирание протагониста под слезливую музыку), а также формулу обязательного «триумвирата»: шутки про письку, про говно и про гомосексуализм. Вкупе с тоннами полукарикатурного насилия, мало выходящего за рамки черной комедии, «Дедпул 2», продолжая добрые (или не очень) традиции первой части, занимает свою закономерную нишу в налаженном компанией Marvel потоковом производстве кинокомиксов. Да, это насквозь развлекательная вещица, способная разве что вскользь намекнуть на важность дружбы как явления, и то — саркастически подмигивая левым глазом. С поставленными задачами хулиганская лента Литча справляется славно, соблазняя выдать ей звание guilty pleasure, и отрицать это глупо. Дальше будет больше: супергеройский конвейер «фабрики грез» неуклонно набирает обороты, не боясь самоповторов, кроссоверов и даже рейтинга R. В сегодняшних реалиях индустрии франшизы о мужчинах в трико обречены на кассовый успех, ведь закон спроса и предложения никто не отменял.