Преместь (Prevenge), 2016, Элис Лоу

Эрик Шургот рассказывает о фильме Элис Лоу

Рут, мило улыбаясь, входит в зоомагазин, где у нее уже назначена встреча с придурковатым хозяином лавочки. Восьмой месяц беременности, милая улыбка и вроде бы благой помысел – купить сыну зверушку – кто бы мог подумать, что в неказистой сумке отчаянная Рут прячет увесистый кухонный нож…

Элис Лоу прославилась благодаря роли Тины – прекрасной половины семейного тандема маньяков из культовой комедии Бэна Уитли «Раз, два, три, умри». И, видимо, это её амплуа – безумные дамочки, одержимые жаждой убийства. Идея создания «Prevenge» пришла к Элис вместе с седьмым месяцем беременности, когда слащавость тематических форумов до тошноты опостылела, а навязчивые суеверия засели в сознании назойливыми сороками. Один из таких «мифов о беременности», дескать, ребенок в утробе все слышит и потому с ним необходимо разговаривать, Лоу и взяла за основу своей дебютной режиссерской работы. Вот только «диалог» мамы с еще не родившейся дочуркой оборачивается не милым обсуждением будущих планов, а навязчивым, галлюцинаторным оправданием жажды мести за преждевременную кончину отца семейства. Тоненький голос из утробы властно приказывает главной героине – убей их, они всего лишь грязь под ногтями, мерзкая плесень на поверхности бытия, жалкие эгоистичные ублюдки, убившие любимого папочку.

«Преместь», рецензия

И кто теперь скажет, как это было в случае с «Местью нерожденному», что эти бестактные мужланы вновь покусились на святое – беременность? Лоу писала сценарий, снимала и снималась в условиях сжатых сроков и повышенного гормонального фона. Она женщина и мать, которая не преминула реализовать собственную дерзкую задумку. Как постановщик, Элис достигает парадоксального эффекта – типичная съехавшая маньячка Рут вроде как будущая мама и несчастная вдова, которой вроде бы положено сопереживать. Тем более, что истинные мотивы, как и событие-триггер, побудившее Рут убивать, долгое время подаются полунамеками и собираются в единое целое лишь к концу фильма. Внутренний конфликт нарастает в процессе знакомства с жертвами, ведь если первые представляют собой отталкивающие типажи, то по мере пополнения списка смертников, Рут все чаще задается вопросом – права ли она в своей мести? Убийство приносит женщине постоянно сменяющие друг друга облегчение и боль, так и зрителя Элис Лоу ставит в неловкое положение между эмпатией и осуждением.

Элис Лоу, кажется, нашла свою стилистическую нишу, вне которой её состоятельность весьма сомнительна. Но в рамках жанра режиссер-дебютант чувствует себя более чем уверенно.

Не стоит ждать от этой комедии искрометных шуток и безмятежного времяпрепровождения. Желчный юмор, привычный для британского киноискусства, не рассчитан на впечатлительных особ, да все причастные к созданию «Prevenge» и не пытаются лукавить. Фильм встречает красотами туманного Альбиона и кусочками человеческого мозга, разбросанными по этим красотам. Лоу сопоставляет внутренний мир своей героини с разрушительной силой природы, но в визуальном ряду проводит четкую грань между поэзией и чернухой, не пытаясь добавлять последней ненужного шарма. Каждая шутка в этой ленте сродни провокации, каждая смерть нелепа и обставлена с особым цинизмом. И ведь главным оружием Рут является вовсе не нож. Её положение делает жертв беспомощными и растерянными, не готовыми дать беременной отпор. В мире долгое время культивировался образ женщины носителя созидающей силы, тогда как Лоу через своего персонажа заявляет – мы, дамы, можем быть по-настоящему безумны и смертельно опасны. В одной из ключевых сцен фильма, Рут накладывает грим на хэллоуин и отправляется за своей последней жертвой. Маска фурии словно срывает покров, изобличая живущего внутри женщины монстра, подразумевая не безвинного ребенка в утробе, а монстра, скрывшегося в глубинах сознания. И в этот кульминационный момент, когда решающий удар так близок, у Рут отходят воды, и смертоносная фурия превращается в самое беспомощное создание на земле. Отнявшая несколько жизней готовится подарить всего одну, но станет ли это искуплением и освобождением? А вот Элис Лоу, кажется, нашла свою стилистическую нишу, вне которой её состоятельность весьма сомнительна. Но в рамках жанра режиссер-дебютант чувствует себя более чем уверенно.