Старомодный экшн

Миссия невыполнима: Последствия (Mission: Impossible — Fallout), 2018, Кристофер МакКуорри

Андрей Волков о шестой части «Миссии» и франшизе в целом.

Время идёт, герои стареют и постепенно уходят в тень, становятся призраками по эту сторону экрана, а по ту лишь слабый блеск софитов, доносящийся как остаточный свет от погасшей звезды. Одно хорошо — мы тоже стареем и в возрасте за 30 уже совсем не обязаны следить за новинками экшн, где что ни фильм — то вселенная Marvel. Нам простительно поворчать немного, что раньше, в молодые годы, такого безобразия не было, а комиксы были похожи на фильмы, а не на мультики. Всеобщая инфантилизация кинематографа лишь следствие невысоких запросов зрителей, которым довольно и спецэффектов на голубом экране.

Боевик, каким он был когда-то, появился не без влияния шпионских историй, например, классической бондианы, а также «чёрного» фильма и вестерна. Джеймс Бонд, один из героев-долгожителей на экране, в XXI веке претерпел кардинальные перемены. Исчезла ирония, аристократизм, а постоянная игра в рулетку с судьбой вдруг подменилась силой. Да и актёров нынче набирают по типажу гопоты из подворотни. Только за злодеев и остаётся болеть, да по закону жанра они никогда не побеждают.

Но есть ещё старики, кому за 50, за 60 и даже под 70, кто ещё держит жанр на своих могучих плечах и не даёт ему упасть в бездну. Тут и трюки вживую, и характеры не одномерные. Хоть Лиама Нисона возьмите — сколько качественного экшна за ним! Сложно поверить, но и Том Круз уже немолодой, а значит, и мы стали чуть старше. Нет, не соблазнишь нас Суперменом против Бэтмена, разве что Золотова против Навального посмотрим. Переживаем за пенсионера – немолод уже — как бы не помер по дороге на татами.

Когда-то франшизу «Миссия невыполнима» обвиняли в похожести на бондиану. Про сериал-прародитель никто и не помнит. Он благополучно бы почил на складе телевизионной продукции, пока какой-нибудь историк-архивист не отыскал бы его как пример связующего звена между «Доктором Но» и «Французским связным», к примеру или «Детективом Буллитом». Но на счастье нам автор «Неприкасаемых» воскресил для современного зрителя не только эру Золотого Голливуда, но и один из первых шпионских сериалов. Он претерпел кардинальные изменения, стал более остросюжетным. Без влияния Джеймса Бонда не обошлось, пусть Итан Хант и предпочитает командную работу.

Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия»

Авторы бондианы, чего греха таить, не утруждали себя создать художественный портрет своего героя, ограничившись лишь несколькими точно просчитанными штрихами, привлекавшими зрителя. Шпион — это необязательно Фантомас, он может быть красивым мужчиной, от которого дамы падают в обморок в радиусе действия водородной бомбы. Такому мужчине и обольщать не надо — женщина сама готова оказаться с ним наедине. Удача — всегда на стороне Джеймса Бонда, и даже если он едет по Питеру на танке, который всегда стоит наготове на Сенной площади на случай революции, то будьте уверены, он не застрянет в узких переулках между домами, где даже кошка подумает – пробежать ли.

В этом смысле Итан Хант — прямая противоположность Джеймса Бонда. Во-первых, он не ловелас, пусть и хорош собой. Ведь от женщин бед не меньше, чем от Соломона Лэйна — ещё трижды позавидуешь Элтону Джону. А во-вторых, Итану чаще всего НЕ везёт, и на этом построены многие комические сцены франшизы и экшн-сцены. Так ведь ему и думать ещё приходится — как бы случайные люди не пострадали, оттого надо не действовать напролом, а применять более тонкие инструменты. И если вы согласны с главным злодеем сиквела, что это слабость Итана Ханта, то вы ошибаетесь. Сила ведь в правде, как сказал брат.

К 6 части уже стало вполне очевидно, что если бондиана выдохлась и не вызывает восторга, то «Миссия невыполнима» вполне претендует занять её место, взяв от прародителя лучшее, но оставив худшее. Оттого характер Итана Ханта плотно обрисован и разные части не противоречат друг другу, а скорее раскрывают какие-то новые грани в главном герое. В 5 части даже появился аналог «Спектра» — «Синдикат», куда входят агенты-предатели из разных стран. Причём политика тут — грязное дело, а перебежавших агентов даже можно отчасти понять — их жизни ничего не стоят в мире, где лидеры разных стран меряются у кого больше (амбиций, влияния, силы — простите, вы плохо воспитаны). Вот и в шестой части противник снова Соломон Лэйн, пусть его и поймали в пятой. Но отсечь голову гидре и тем умертвить её не получилось, ведь идеи Лэйна об объединении после перенесённых испытаний легко находят себе проводников.

Да, Итану чаще не везёт, поэтому ему приходится действовать по обстоятельствам, не полагаясь на удачу. Тупой силе он предпочитает хитрость, и в этом одно из объяснений его успешно заканчивающихся миссий. Правда, ради работы ему приходится многим жертвовать, так что авторы не строят иллюзий, что шпионская деятельность и семейная жизнь как-то совместимы — скорее это удел одиночек, а маленькие радости для Итана — лишь мимолетные свидания с любимой.

Мир в «Миссии…» полон хищников и порой сложно понять, кто является другом, а кто врагом. Скорее каждый сам за себя. Политики, спецслужбы – все хотят урвать кусок вселенского пирога, а простые люди – лишь разменная монета. «Синдикат» и вовсе претендует на мировое закулисное правительство. Игра в бога Соломона Лэйна носит компенсаторскую функцию за долгие годы подчинённого положения. Вот и в 6 части даже находясь в заключении Лэйн не менее опасен. Он умён и беспощаден. Он тоже не полагается на удачу, а стремится всё просчитать, чтобы свести риск к минимуму.

К 6 части уже стало вполне очевидно, что если бондиана выдохлась и не вызывает восторга, то «Миссия невыполнима» вполне претендует занять её место, взяв от прародителя лучшее, но оставив худшее.

Кристофер МакКуорри, опытный сценарист, играючи выстраивает запутанные комбинации, словно опытный стратег, привнося новизну непредвиденности в жанр, где давно все пользуются штампами. Тем более успешно его сотрудничество с Томом Крузом, начавшееся ещё во время съёмок «Операции «Валькирия». Не всегда, правда, сценарии МакКуорри попадают в руки достойных режиссёров. Потому, возможно, Кристофер вновь, спустя 12 лет со дня своего впечатляющего дебюта «Путь оружия», вернулся в режиссёрское кресло.

Подзаголовок его последней работы не обманывает – 6 часть действительно изображает последствия решений Итана Ханта и правительства в 5 части. В лучших сценах фильм даже поднимается до уровня драмы о судьбе агента, который жертвует многим, чтобы оставаться собой.

Что касается экшна, чем всегда славилась «Миссия…», то тут немало захватывающих сцен, претендующих на классику жанра – эпичный бой в туалете с таинственным Джоном Ларгом, похищение Соломона Лэйна и, конечно, финал, происходящий высоко в горах, в чём можно усмотреть отголоски «Скалолаза». Причём МакКуорри понимает, что сравнений не избежать и всё уже когда-то было, но, даже сравнивая бой с Джоном Ларгом со знаменитой сценой драки в туалете из «Правдивой лжи», зритель не останется разочарованным – снято захватывающе и с выдумкой.

Интересно, кстати, что одну из ролей играет современный исполнитель Супермена Генри Кавелл, чьё амплуа найдёт в 6 части неожиданное применение. Хотя кто-то и будет, возможно, скучать по колоритному герою Джереми Реннера, которому ныне не нашлось места. Однако, учитывая успех новой работы МакКуорри, заслужившей даже лестные сравнения с 4 частью «Безумного Макса», 7 часть не за горами. Тем более и Том ещё в отличной физической форме, раз способен самостоятельно выполнять сложные трюки.

Что ещё сказать – это стоит увидеть, особенно после всех нынешних пустоголовых псевдобоевиков и недоэкранизаций комиксов. Старая школа по-прежнему в силе. Тут даже оговорка с похищенным с российской военной базы плутонием не кажется клюквой – никак Сердюков, сука, честь отечества по дешёвке продавал.