Ной (Noah), 2014, Даррен Аронофски, заметка

Иоахим Штерн о том, почему стоит и не стоит смотреть кинофильм «Ной».

Три причины посмотреть новый фильм Аранофски:

1. «Ной» — без дураков красивое кино; солнце бликует, капли дождя барабанят по земле, флэшбеки выстреливают монтажной кутерьмой. Словом, в визуальной части режиссеру нечего предъявить – все здесь прекрасно. И люди, и животные, и пейзажи.
2. При желании «Ноя» можно даже осмыслить – к примеру, можно запросто счесть кино историей о том, что жестокий ветхозаветный Бог вовсе не так жесток, как о нем думают; люди здесь куда как менее склонны к жалости и милосердию.
3. Занятно понаблюдать и за тем, как режиссер экранизирует Библию, оперируя цитатами и заимствованиями из других великих эпопей – есть тут и «Звездные войны» (их вспоминаешь буквально сразу же, на вступительных титрах), и «Властелин колец» (падшие ангелы здорово напоминают энтов Толкина), и даже «Гарри Поттер» (заимствования из поттерианы, правда, ограничились кастингом). В каком-то смысле все это достаточно наглядно демонстрирует место Библии в культурном контесте сегодняшнего дня.

Три причины не смотреть новый фильм Аранофски:

1. Фильм сделан топорно, можно даже сказать – дуболомно. Здесь нет ни числа, ни вкуса, ни меры – в итоге получается то ли религия для самых маленьких, то ли National Geographic, отягощенный ненужной драматургией.
2. Кино безбожно и бессовестно затянуто. Затянуто настолько, что до конца досидят, очевидно, не все.
3. Несмотря на вышеуказанные смыслы, в целом «Ной» не оставляет публике пищи для ума – интеллектуально и, если так можно выразиться, идеологически картина представляет собой питательное, но безвкусное пюре для самых маленьких.

Иоахим Штерн