Любить, пить и петь (Aimer, boire et chanter), заметка

Антон Фомочкин о последнем фильме Аллена Рене.

Черт его знает, когда это началось. Наверное, с «Провидения». Речь даже не о симпатии к пьесам, абсурду, комедии, как таковой. О любви Рене говорил всегда, намного важнее, что в какой-то момент, он начал оборачивать эту тему в яркую, менее драматичную обертку, не сходя с этого курса. Примерно в конце семидесятых, в уста своего героя он вложил фразу «Я думаю, что время у меня еще есть», время у режиссера тогда действительно было.

Времени, у которого в фильме два оттенка: красный и жёлтый.

«Любить, пить и петь» живое кино, сделанное трезвомыслящим, не самым молодым, но вдохновленным человеком. Хотя, за основу взята, будем честны, не самая оригинальная и изящная, но забавная и до мозга костей британская пьеса Алана Эйкборна. Герои остаются один на один с камерой, их монологи раскрывают характеры, и служат исповедью каждому. От мыльности и довольно очевидных сюжетных решений, картину постоянно спасают решения визуальные. По сути – та же театральная постановка, с любовью сыгранная любимцами Рене, с монструозными декорациями (преимущественно — длинные обрезки тканей), но есть в ней чувство стиля, свежий воздух, наполняющий легкие. Это условная вселенная, где на туманном Альбионе говорят на французском, и нет в этом мире людей, только друзья Райли, в чьих жизнях он сыграл свою роль. А главный перфоманс – происходит сейчас, когда он умирает, причем без его участия. Давайте не будем про очевидное прощание автора, наверняка Рене знал, что это его последний фильм, в любом случае – вышло красиво. И главное легко.

Антон Фомочкин