Убрать из друзей (Unfriended), 2015, Леван Габриадзе

Эрик Шургот об «Убрать из друзей» Левана Габриадзе.

Жанр мокьюментари не то эволюционирует технически, не то регрессирует идейно. Кадровое пространство сжимается до рабочего стола персонального компьютера, но главные герои все те же вполне узнаваемые американские школьники-акселераты. От фильма, начавшегося с неразвернутой темы сисек и развернутого на пол экрана диалогового окна скайпа, многого не ждешь. Как бы не надрывалась в похвалах пресса, а зрелище имеем специфическое и не каждому рядовому кинозрителю понятное. Ведь если вы не представитель поколения гаджетов и соцсетей или, на худой конец, не ярый фанат субтитров, то факт, что добрую треть фильма вам предстоит читать какие-то сдобренные рожами надписи на экране, запросто может вогнать в ступор. На первый взгляд «Убрать из друзей» выглядит такой же профанацией, как один небезызвестный фильм про особенности отечественного бракосочетательного процесса. Но это только на первый взгляд, потому что в голливудском дебюте Левана Габриадзе (того самого скрипача, что не желал надевать цак на планете Плюк) нашлось место довольно-таки своевременному и актуальному посылу. Это ведь не о призраках кино, не о придурковатых подростках и не только реклама скайпа. «Убрать из друзей» о страхе… страхе, что все твои грешки и провинности станут известны широкой публике, сделают тебя мишенью для издевательств и травли. Благодаря научно-техническому прогрессу каждый счастливый индивид получил невиданный шанс опозориться на весь мир. А уж опозорить кого-то, так это хлебом не корми. Паутина на то и всемирная, что скрыться от её вечной памяти, сменив школу, город или даже страну, не удастся никогда. Вот и выходит, что затравленные дети ищут убежища от глобального мира за его пределами. Через доступную форму, Бекмамбетов и Габриадзе обращаются к зрителю с призывом думать головой, прежде чем заливать в сеть ролик с обмочившейся подружкой или выстукивать на клаве «сдохни дурак» в комментах к фотографии пьяного товарища. Это, разумеется, эксплуатация актуальной темы – коммерческий аспект никто не собирается отметать. Но даже в таком ракурсе «Убрать из друзей» видится фильмом с максимально правильным смыслом.

Убрать из друзей, рецензия
«Убрать из друзей», рецензия

Габриадзе снял посредственный фильм ужасов с очень неглупым идейным контекстом.

Ко всему прочему, лента Габриадзе слишком тесно прирастает к подростковой среде. Фильм обращен к молодежи, которая каждодневно видит перед своими глазами все приложения, в которых «разворачиваются» его основные события. Блестящая находка – снять ленту, целиком и полностью говорящую на языке своей целевой аудитории. Возможно, создатели настолько верили в коммерческий успех своего творения, что даже главной героине дали имя Блэр – отделаться от аллюзий с мокьюмментари-прорывом оказывается непросто. Теперь жанр, по всей видимости, постигнет новая революция и в обозримом будущем, на волне успеха «Убрать из друзей», в свет выйдут десятки клонов. И это не хорошо и не плохо – для поп культуры подобного рода тиражи явление более чем нормальное. Однако последователям придется особенно трудно, ведь фильм Габриадзе целиком и полностью держится на идее и собственной штучности. Как хоррор он безнадежен с первого скриммера и слишком предсказуем в те моменты, когда необходимо пугать. Увы, но вебкамера не позволяет вырваться за пределы видимого пространства, поэтому основной акцент сделан на внятную драматургию, межличностные отношения героев и несколько вторичные фатальные сцены. Любопытно конечно, как по ходу сюжета ослепленный местью призрак (или не призрак – природа возмездия до конца так и не раскрывается) превращает группу приветливых и дружных ребят в склочный клубок ослепшей ярости. По части психологических портретов и социальных взаимоотношений кинематограф видывал примеры и более интересные, а вот в чем нельзя не похвалить, так это в тщательной проработке мифологии. Сценарий выстроен таким образом, что бедолаги-герои отрезаны от любых путей к спасению. В отличие от большинства тинов из молодежных хорроров, они действительно загнаны в угол, а не самостоятельно тупят. Резюмируя: Габриадзе снял посредственный фильм ужасов с очень неглупым идейным контекстом. Бекмамбетов же, наконец, нашел свою золотую жилу в Голливуде. Следим за анонсами – вторая часть не за горами.