Варкрафт (Warcraft), 2016, Дункан Джонс

Глеб Тимофеев о «Варкрафте» Дункана Джонса

Родной мир орков, расы мускулистых и клыкастых бойцов, с кланово-мордобойным общественным строем а-ля «Спарта», умирает. Зеленоглазый вождь принимает политическое решение: с помощью колдунства с жертвоприношениями открываются врата в Азерот — мир, который еще не успели загадить магией до полной непригодности. На захват отправляется передовой отряд, готовить плацдарм для Орды и собирать еще больше живого топлива для зловещей ворожбы. В основном, суровые мужики – из представительниц относительно прекрасного пола только беременная жена одного из вождей, да рабыня-полуорк. Есть еще женщины-воины, но опознать их можно разве что по характерной форме доспеха: орки – это орки, что тут скажешь. Азерот – космополитичная идиллия, где все малые народности живут в согласии и гармонии, и возбухают только для проформы – к вторжению оказывается не слишком готов, но с помощью своего собственного колдунства (освежающе синего цвета, в противовес орочьей трупной зелени) все же дает достойный отпор.

«Варкрафт», рецензия

Если были сомнения «а не испортят ли» — оставьте. Если были сомнения «а пойму ли, о чем речь, если обошел стороной «ту самую» MMORPG» — тем более оставьте. «Подающему надежды» Джонсу и его команде удалось главное: сохранить предельно трепетное отношение к ЛОРу (не ухогорлоносу, а тому, что Lore), и при этом не перегрузить неподготовленно зрителя (читай – девушку, которую притащили, чтобы отомстить за все «Сумерки») деталями а-ля «Сильмариллион». Ни слова о Пылающем Легионе и всяких там Нер-Зулах, первый «Варкрафт» — он, пардон, как первый «Варкрафт» из далекого 1994 года, очарователен в своей простоте, и при этом не настолько прост, чтобы можно было односложно, по-орочьи охарактеризовать его как «зло пришло, добро отбивается». Для знакомства – сомневаться уже не приходится – с новой франшизой, история сабжа годится практически идеально – многочисленные фаны могут порадоваться многочисленным же пасхалкам, а игравшие в первую часть серии двадцать лет назад в малосознательном возрасте легко вспомнят, что там и как, но и такой опыт вовсе не обязателен. Нет ничего лишнего – выпукло и подробно, но не занудно представлены различные правды, предательства, вполне живая драма, и ключевой для серии сюжет «перехода на темную сторону». При этом черно-белость противопоставления воюющих сторон выглядит не упрощением, а аутентичным первоисточнику сознательным решением, даже с некоей долей иронии.

Азерот – не средневековье, не Средиземье, это именно что «сеттинг» в видеоигровом значении, это чувствуется во всем: в подходах, в художественных приемах, даже с точки зрения драматургии. Очень адекватно, а не нелепо звучат возгласы «За Альянс!» и «За Орду!». Армии выглядят, в хорошем смысле, набором юнитов, и их так и хочется обвести мышкой. Совершенно невероятная анимация: это не «компьютерность» Карнозавров, и не motion capture Голлума – движения, сражения, мимика и магия орков смотрятся очень по-игровому и очень нетривиально для большого экрана, но при этом качественно. Как CGI-ролик для ААА-проекта, как заставка к Witcher или Overwatch, в своем роде сделанных не хуже короткометражек студии Pixar. Очень приятно смотреть на незаезженных актеров – и вообще, в целом симпатично наблюдать молодых героев – по характерам можно было ожидать и суровых бородатых мужчин, и убеленных сединами старцев – но нет, прогрессивная молодежь задает тон, никаких вам Гэндальфов и битых жизнью Арагорнов.

Варкрафт – очень динамичное, нескучное, энергичное кино – может, не «Аватар» по уровню зрелища, но однозначно сильное киновпечатление, куда как любопытнее последних кинокомиксов. Множественная вселенная способна вынести на своих плечах очень многое – как те же «Звездные войны». И темных эльфов, и нежить с демонами, и милых сердцу двухголовых огров, и прочих Артасов и Нер’Зулов. Задел на продолжение выглядит уверенным и внушительным

При этом остается место для вполне милого юмора – к примеру, в момент душевных мук генерал Лотар так напивается, что доходит до межрасового мезальянса – и невольно задаешься вопросом: а сколько же он выпил? Отдельные любители могут даже усмотреть исторически-политически параллели в том, как невежественная орда берет себе все, что считает нужным, а миролюбивое белое большинство толерантно предлагает полуорку ассимилироваться – раз язык-то знает. Но, конечно, надо очень хотеть найти именно это. Недосказанным остается ровно столько, чтобы не было пробелов, но было интересно продолжение: что за Скверна? Что за тетя-отшельник, живущая в волшебном гиперкубе? Ну и так далее. Варкрафт – очень динамичное, нескучное, энергичное кино – может, не «Аватар» по уровню зрелища, но однозначно сильное киновпечатление, куда как любопытнее последних кинокомиксов. Множественная вселенная способна вынести на своих плечах очень многое – как те же «Звездные войны». И темных эльфов, и нежить с демонами, и милых сердцу двухголовых огров, и прочих Артасов и Нер’Зулов. Задел на продолжение выглядит уверенным и внушительным – а для этого есть все основания.