Визит (The Visit), 2015, М. Найт Шьямалан

Эрик Шургот находит «Визит» весьма причудливой попыткой вдохнуть жизнь в умирающий жанр

Бекка и её младший братишка Тайлер уж очень хотят отпустить маму в отпуск с её новым кавалером, а потому на неделю едут в гости к бабушке с дедушкой, которых, правда, даже на фото не видели. Мать, к слову, со стариками тоже уже давным-давно связь не поддерживает, потому как, еще будучи молодой и дерзкой, удрала из отчего дома строить собственное счастье. Тем не менее, несмотря на даже не натянутые, а попросту отсутствующие отношения с родителями, одурманенная любовными чарами женщина, легко отпускает плоть от плоти в любимую всеми кинематографистами американскую глубинку. У ребятишек же своя цель – снять крутой фильм о жизни своих доселе незнакомых родственников, а заодно попытаться выяснить, что же такое случилось много лет назад, когда их матушка покинула родные пенаты. Но вот незадача – милые, на первый взгляд, старики, что встретят ребят у перрона, окажутся, мягко говоря, странными.

"Визит", рецензия

«Визит», рецензия

Как видно из синопсиса, в своей новой ленте, Шьямалан не шибко заморачивался с логикой. Особо придирчивым любителям попинать героев за тупость есть где разгуляться. В «Визите» главное не сценарий и даже не визуальный ряд, а некая интрига, что все время их сопровождает. Все страньше становится с каждым днем пребывания детей в старом доме, и хочется вместе с ними раскрыть его тайну, залезть, наконец, в подвал, открыть дверцу ветхого сарая, установить скрытую камеру в гостиной на ночь. Шьямалан пытается вдохнуть новую жизнь в сидящее в печенках мокьюментари — жанр, идейно мертвый, где герои снимают видео даже в те моменты, когда любой нормальный человек, вереща со страху, запустит камеру в напугавшее и пустится наутек. Паранормальные явления слишком предсказуемы, зомби осточертели, а в «Визите» все приятно недосказано, и, хотя главную интригу не сложно предугадать (достаточно погуглить рабочее название ленты и сопоставить некоторые факты, упоминаемые по ходу действа), сомнения не отпускают до самой развязки.

Шьямалан пытается вдохнуть новую жизнь в сидящее в печенках мокьюментари — жанр, идейно мертвый, где герои снимают видео даже в те моменты, когда любой нормальный человек, вереща со страху, запустит камеру в напугавшее и пустится наутек

Это далеко не первая попытка спародировать жанр – на ум сразу приходят и «Проект X» Нимы Нуризаде и норвежские «Охотники на троллей». Но инфантильность «Визита» не держится на комичном абсурде, скорее, уходит корнями в подростковую литературу с её тайнами забытых садов и скрипучих домов. С её детскими проблемами, спрятанными под яркое, сотканное из всяческих приключений, покрывало. Временами кажется, что Шьямалану переживания брата и сестры едва ли не важнее, чем образ съехавшей с катушек старушки, ползающей по ночным комнатам на четвереньках и хохочущей в пустую стену. Размолвка родителей, первая влюбленность, желание помирить маму с её ворчливыми стариками – сквозь призму детских переживаний фильм обретает какую-то особую, чуть ли не линдгреновскую, трогательность, быть может, и напускную, но оставляющую после себя теплоту. Новый фильм Шьямалана действительно уникальная (и не только в рамках затухающего жанра) работа. В нем оригинальным образом сочетаются совершенно нестрашная пародия на фильмы ужасов, подростковые приключения и короткая повесть о семейных ценностях. Дополним все это колоритными и причудливыми стариками, да непосредственными в своей слегка неуклюжей игре детьми – получим чудесатое такое кино, к которому вряд ли захочется вернуться, но которое однозначно запомнится надолго.