Врожденный порок (Inherent Vice), 2014, Пол Томас Андерсон

Владимир Стремилов о новом фильме Пола Томаса Андерсона

Пол Томас Андерсон, зачем-то переубедивший Хоакина Феникса быть рэпером, вывел на экраны кинотеатров страны загнивающего капитализма вторую подряд совместную с актером работу. Ей стала экранизация романа культового американского автора Томаса Пинчона, повествующая о регулярно пребывающем в наркотическом опьянении детективе Ларри Спортелло и его расследовании.

kinopoisk.ru

«Врожденный порок», рецензия

Больше всего в этом мире «Врожденный порок», конечно же, похож на нео-нуар. То есть тот же самый рассказ о детективе в плаще, у которого пистолет заряжен не пулями, а роковыми женщинами, только в цвете, и, соответственно, не о сороковых, а о семидесятых или вообще новейшем времени. Фигура самого частного сыщика тут тоже далеко не тривиальная, а одним из главных персонажей, ей противостоящих, является классическая версия детектива из фильмов Хичкока, Уэллса или Уайлдера, с пристрастием к классическому куреву и совершенно другим женщинам. Сюжет же очень напоминает творчество великого Хантера С. Томпсона или «Pulp» Буковски и включает в себя, помимо всех перечисленных присущих детективу атрибутов, хиппарей. Много хиппарей.

Больше всего в этом мире «Врожденный порок», конечно же, похож на нео-нуар. То есть тот же самый рассказ о детективе в плаще, у которого пистолет заряжен не пулями, а роковыми женщинами, только в цвете, и, соответственно, не о сороковых, а о семидесятых или вообще новейшем времени

Вообще говоря, история достаточно непростая и, в отличии от любой из книг Дарьи Донцовой и всех невероятно прямолинейных и классических кинолент середины прошлого века с Богартом и Грантом, имеет крайне витиеватый сюжет и огромное количество сайд-персонажей. И этот факт играет как «за», так и «против». Нельзя сказать, что без этих характеров кино теряет свой смысл и превращается в ту самую классику, которая интересна по большей части только тем, кто смотрит больше трехсот фильмов в год. Убрать эти невероятные нагромождения – и кино станет лучше восприниматься, перестанет провисать в отдельных моментах, выйдет на приятный и удобный каждому зрителю хронометраж в примерно сто минут и не потеряет своей изюминки в лице того самого Феникса, который в очередной раз доказал, что является одним из самых талантливых современных актеров. Однако что-то пошло не так. Возможно, проблема в слишком большом первоисточнике и, соответственно, плохой адаптации, а разделять одну книгу на два фильма… Ну, Андерсон же не «Сумерки» или «Гарри Поттера» экранизирует, чтобы столь навязчиво пытаться отбить потраченные на съемки деньги. На тот же первоисточник и (или) плохую его адаптацию можно нагло спихнуть и то, что фильму не хватает немного нерва в конце, чтобы у хихикающего весь хронометраж зрителя в определенный момент все сжалось внутри и отпустило только после титров. Даже немного жаль, что дальше этого самого хихиканья создатели ленты не ушли, и разворачивавшийся два с лишним часа грандиозный рассказ закончился невнятно и скомканно. Как было сказано в одном известном фильме, престиж, или окончание фокуса, – самая важная его часть. Получилось так, что самую важную часть создатели фильма и запороли, а ведь если бы…