Роберту Де Ниро исполняется 74 года. Сорок лет работы в кино, более сотни ролей в фильмах самого различного художественного уровня, жанровой направленности и коммерческой успешности. Не было периода в карьере актёра, когда бы его имя на афише стопроцентно гарантировало кассовый успех, но и творческих простоев тоже не наблюдалось. И в текущий период выходит по несколько картин в год, где можно созерцать лицедейство одного из величайших актёров в истории. Далеко не все из этих проектов принимаются с восторгом, но и не сказать, чтобы итоговая отрицательная оценка вложенного труда всегда была объективной. Ниже предлагается небольшой перечень работ мэтра, лишённых по тем или иным причинам благосклонности зрителей или критиков (или и тех и других), но определённо, заслуживающих внимания. Роли расположены в хронологическом порядке.
В нескольких отношениях прорыв для будущей кинозвезды. Первая серьёзная драматическая роль и первый фильм, за который Де Ниро удостоился награды: премия Объединения кинокритиков Нью-Йорка как лучший актёр второго плана. Многие из этих критиков в своих рецензиях предрекали малоизвестному актёру номинацию на Оскар. Однако этого не случилось, хотя Брюс Пирсон – персонаж из тех, кого академики любят привечать. Пирсон – талантливый, но немного заторможенный бейсболист, которого настигает смертельная болезнь. Роль пусть не главная, но самая яркая. Актёр также впервые получил материал, в котором смог если не проявить себя в полной мере своих способностей, то нащупать многие из тех реакций, которые в дальнейшем станут фирменными для его пластики. В том же году выйдут «Злые улицы» Мартина Скорсезе – вот они станут действительной отправной точкой карьеры, и «Бей в барабан медленно», несмотря на успех, уйдёт в тень. Между Брюсом Пирсоном и Джонни Боем из «Злых улиц» нет ничего общего, тем сильнее впечатляет перевоплощение актёра в столь контрастных персонажей. В качестве занятного бонуса: Аль Пачино относит этот фильм к числу своих любимых.
Размеренная криминально-психологическая драма Улу Гроссбарда в стиле ретро предлагает одну из версий того, кто виновен в гибели старлетки Элизабет Шорт, жестоко убитой в окрестностях Голливуда в 1947 году. Это нераскрытое убийство до сих пор привлекает к себе внимание. Одной из последних эффектных трактовок в кино данного инцидента является «Чёрная орхидея» Брайана Де Пальмы. В отличие от кровавого и полного событиями нуара Де Пальмы, почерк Гроссбарада более умиротворённый. И в его работе больше собственно драмы, чем детектива. Кино примечательно, конечно же, дуэтом двух великих Робертов – Де Ниро и Дювалла. Получившие мировую известность в «Крёстном отце», в эпосе Копполы они не имели общих сцен. Аналогичная ситуация имела место быть между Де Ниро и Пачино, но «Тайны исповеди» не удостоились такого же успеха, как снятая в 1995 году «Схватка». Тем не менее, это достойный фильм, оказавшийся слишком деликатным для наступающей эпохи блокбастеров и боевиков. Роберт Де Ниро играет уважаемого округой монсеньора Десмонда Спеласси, раздираемого противоречиями, утаивающего факты об убийстве юной проститутки, расследование которого ведёт его брат полицейский в исполнении Дювалла.
После триумфального, но сильно вымотавшего «Бешеного быка» Де Ниро искал роль, которая потребует от него как можно меньше физических нагрузок, и монсеньор Десмонд отвечал поставленным ориентирам. Тонкая работа, сыгранная на полутонах, в очередной раз удивляющая умением исполнителя найти единственно верный рисунок для персонажа, осталась недооценённой. К сожалению. К счастью, сотрудничество актёра и режиссёра возобновилось через три года, и результатом стала великолепная мелодрама «Влюблённые».
Психологическая драма одного из интереснейших английских авторов Дэвида Хью Джонса, экранизировавшего Осборна, Пинтера, Кафку. При выходе фильм сравнивали по подаче с «Охотником на оленей». Между ними действительно имеются точки пересечения. Но «Стилет» мягче в изображении острых ситуаций, более традиционен в подаче и склонен к мелодраматическому исходу. Собственно, исполняй роль прошедшего Вьетнам ветерана Мегса любой другой актёр, ассоциаций с шедевром Майкла Чимино возникало бы меньше. Фильм напоминает экранизированную пьесу на троих и представляет собой чисто жанровое американское драматическое кино в его лучших традициях. И сходства у «Стилета» больше с классическими американскими картинами вроде «Лучших годов нашей жизни» Уильяма Уайлера.
Мегс (Де Ниро) увлекается Мартой (Кэти Бейкер), сестрой боевого товарища Дэйва (Эд Харрис), ставшего после войны хроническим алкоголиком. Их сложные взаимоотношения и являются темой драмы Дэвида Хью Джонса.
Дебют в качестве режиссера и сценариста видного продюсера Ирвина Уинклера, запустившего франшизу «Рокки», принимавшего участие в продвижении «Бешеного быка» и многих других проектов, ставших впоследствии яркими событиями киноискусства. Действие фильма происходит в начале пятидесятых, когда Голливуд охватила «охота на ведьм», спровоцированная деятельностью сенатора Маккарти. Роберт Де Ниро играет режиссёра Дэвида Мэррилла, отказывающегося «стучать» на своих коллег, уличённых в связи с коммунистами. В результате его роскошная жизнь и успешная карьера рушатся, и он сам попадает в «чёрный список». Уинклер, знакомый с актёром со времён их раннего совместного проекта «Банда, не умевшая стрелять « (1971), написал сценарий специально под него ещё в семидесятые. «Виновен по подозрению» – одна из первых ласточек, посвящённых позорной странице истории Голливуда, и для многих участников съёмочного процесса она имела в первую очередь гражданское значение. К звёздному актёрскому составу даже присоединился на добровольных началах Мартин Скорсезе, сыгравший эпизодическую роль. Дебют Уинклеру удался. Фильм имел хорошую прессу на Каннском фестивале, а Роберт Де Ниро пополнил свою фильмографию ещё одной интересной работой. Но в прокате фильм прошёл не слишком удачно.
И снова в режиссерском кресле Ирвин Уинклер. И снова обращение к истории полувековой давности – к эпохе Маккартизма, хотя и опосредованным путём. Это римейк классического одноимённого нуара Жюля Дассена. Именно на съёмках того фильма Дассен попал в «чёрный список» неблагонадёжных, после чего эмигрировал с семьёй во Францию. Любопытно, что Де Ниро блистал в 1976 году в «Последнем магнате» у Элиа Казана – режиссера в противовес Дассену сотрудничавшего с Комитетом по антиамериканской деятельности.
Из всех обделённых наградами работ актёра «Ночь и город» – самая недооценённая. Преступно незамеченным остался один из лучших образов в его карьере – пронырливого жуликоватого адвоката Гарри, решившего заняться организацией подпольных боксёрских поединков. Это не очередная адаптация под современные реалии классического сюжета, а её мастерское и оригинальное переосмысление, написанное талантливым сценаристом Ричардом Прайсом. Оригинальная лента обладала мрачной безысходной атмосферой. Но Уинклер и Прайс рассказали историю в трагикомическом ключе. Помимо основной сюжетной линии внимание приковывают детали экспрессивных взаимоотношений Гарри и его возлюбленной Хелен. В этой роли снялась Джессика Лэнг. Их дуэт с Де Ниро – одно из многих достоинств картины.
В этом первом и единственном опыте в полнометражном кино старого приятеля и коллеги Де Ниро Барри Праймуса у самого Роберта роль небольшая, но весьма колоритная. Он играет одного из потенциальных инвесторов независимого фильма, для которого главное – пропихнуть на съёмки любовницу. Судя по одному из красноречивых эпизодов, срисовывал своего персонажа актёр с самого Дональда Трампа, что в свете его сегодняшних резких заявлений в адрес президента Америки выглядит, по меньшей мере, забавно. «Хозяек» своих сердец также пытаются пристроить в проект персонажи Элая Уоллоха и Дэнни Айелло, что приводит к кардинальному изменению сценария принципиального автора, по итогу готового прогнуться под любое искажение первоначального замысла, лишь бы сделать это кино. Праймус явно вложил много личного в «Любовницу». Для неё он сам написал сценарий и, судя по тому, что его карьера режиссёра на этом закончилось, фильм оказался в чём-то пророческим. Как и более поздняя ироничная драма с участием Де Ниро «Однажды в Голливуде» на похожую тему, это кино более европейское по духу и точно также не оценённое по достоинству.
«Любовница» сделана исключительно благодаря Роберту Де Ниро, взявшемуся лично продвигать реализацию Праймуса, ставшую одним из первых проектов его собственной продюсерской компании. Де Ниро, долго рвавшийся к главным ролям, уже получив мировую известность, не утратил страсти к импровизациям в небольших работах, идеально вписываясь в общую картину и не пытаясь перетягивать одеяло на себя. Его шаржевый циничный воротила из «Любовницы» в одном ряду с мастерскими эпизодами в «Сердце ангела», «Бразилии», «Больших надеждах».
Сатирическая трагикомедия о голливудском закулисье глазами крупного продюсера, пытающегося всеми силами закончить съёмки одной проблемной картины и запустить её в прокат. В основе сценария – мемуары известного продюсера Арта Линсона, который (как и ранее Уинклер) сделал до того целый ряд работ с Робертом Де Ниро. До отказа забитая звёздами, по-европейски элегантная, работа Барри Левинсона успеха не имела совсем. Жаль, потому что кино остроумное, артистичное, смешное и печальное одновременно. Персонаж Де Ниро, вопреки ожиданиям, не является проводником-разоблачителем подноготной Голливуда. Это не вариация на тему «Игрока» Роберта Олтмена. Левинсон снял грамотное производственное кино о том, что продюсерам тоже бывает не сладко, как и импульсивным актёрам, как и чувствительным режиссёрам. Но без самобичевания и со здоровой долей самоиронии.
Неудачные трейлеры, настраивающие на мэйнстримный триллер про преступление, шантаж и наказание, испортили ожидания массового зрителя, и «Стоун» провалился в прокате. Не спасло ситуацию даже участие таких звёзд как Эдвартд Нортон, Мила Йовович и, конечно, Роберт Де Ниро.
Неторопливая драма Джона Кёррана рассказывает о нескольких людях, чья жизнь лишена каких бы то ни было исключительных страстей или значительных событий. И, несмотря на то, что за кадром без конца слышатся отрывочные радиобеседы христианского толка, Бог приходит в жизнь каждого своим особым путём: в жужжании пчелы за стеклом, в книжном слове, в капле пролитой крови, в пламени огня. Провидение посещает всех, но не каждый готов переродиться в новое воплощение, перестав быть камнем и став чем-то более живым. Стоун (камень) — кличка героя Нортона, но по сути — это определение внутреннего мира персонажа Де Ниро. Быть камнем не значит быть чёрствым и жестоким, а просто не желать что-либо слышать и что-либо менять. Статика неизбежно приводит к разрушению всего, что любишь и во что веришь. Органика «тусклого стекла» сценария, требующая элементарной способности воспринимать слышимое и видимое не нашла много сторонников, но этот очень бергмановский по духу фильм – настоящая удача его создателей.
Ещё одна история о противоречиях, возникающих между отцами и детьми. Но ракурс рассказа и предложенные режиссёром Полом Вайцем идеи отличаются изобретательностью и оригинальностью. Его фильм о об отношениях поэта Ника Флинна со своим отцом – прозаиком Джоном Флинном (его и играет Де Ниро) – обладает неожиданной исповедальностью и чувством стиля, каких не ждёшь от создателя пошловатых молодёжных комедий. Вайц, играя на поле сентиментальной присказки о торжестве семейных ценностей, выворачивает жанровую схему, выкидывая всё предсказуемое, всё слёзовыделяющее, ставя в угол рассказа тему «проклятого дара». Насколько велик талант обоих Флиннов, нам неизвестно, зато сценарий точно передаёт несомненную веру героев в собственное искомое бремя избранных. Выражают они это по-своему. Роберт Де Ниро со всей грандиозностью преподносит Джона в излюбленной психопатической манере, смачно извергая ругательства и саркастичные мудрости. На его фоне не теряется эмоционально сдержанный Пол Дано в образе Ника Флинна.
Самая свежая на сегодняшний день работа Роберта Де Ниро и со времён «Стоуна» – первая главная роль в драме. В последнее время актёр солирует в основном в комедиях, а если и появляется в драматических работах, то на вторых ролях. Очередное сотрудничество с Барри Левинсоном принесло Де Ниро похвалу критики, выраженную хотя бы в номинации на грядущей телепремии Эмми. Следуя примеру многих своих коллег, Де Ниро тоже стал присматриваться к телевизионным проектам, и это его дебютное появление в игровом фильме, созданном специально для телевидения. Хотя «Лжец» ничем не выдаёт принадлежность к телеформату. Двухчасовой фильм, снятый известным режиссёром большого кино со звездами первой величины. Он повествует о Берни Мейдоффе – бизнесмене, создавшем крупнейшую в мире финансовую пирамиду, замаскировав её под инвестиционный фонд. История стартует с момента раскрытия героем своего обмана, и далее мы наблюдаем непрерывную череду потерь, произошедших с Мейдоффом после. Одиозного афериста сыграл Роберт Де Ниро, его супругу Рут – Мишель Пфайффер. Отлично сработавшиеся в «Малавите» Люка Бессона, здесь актёры достигли ещё большей проникновенности и убедительности в качестве экранной супружеской четы.
Левинсон не следовал шаблону ординарного биографического фильма и не делал акцент на расследовании махинаций Мейдоффа. Экспериментируя с повествованием, он сосредотачивается на истории о распаде семьи и деградации личности в духе шекспировских трагедий. Несмотря на довольно жёсткие заявления в адрес мошенника со стороны режиссёра и задействованных актёров в различных интервью, в самом фильме отсутствует пафос морализаторства. К сожалению, у «Лжеца» низкий зрительский рейтинг на киноманских сайтах и налицо явная недооценка широким зрителем. Но это всё равно отличное кино, показывающее, что Роберт Де Ниро и в свои 74 года всё ещё в прекрасной творческой кондиции.
С конца девяностых по настоящее время проекты Де Ниро часто подвергают критике. В прошлом году тенденция достигла апогея, выраженного в получении номинации на Золотую малину (впервые за карьеру). И, хотя найти добрые слова в адрес «Дедушки лёгкого поведения» действительно проблематично, такое отношение к проделанной актёром работе нельзя назвать справедливым. Роль старикана, непрерывно извергающего скабрезности и совершающего действия непристойного характера, исполнена Де Ниро как раз на пять с плюсом. Любимец нескольких поколений зрителей продемонстрировал отличную физическую и профессиональную форму, а, главное – он полностью свободен от имиджа почивающего на лаврах надменного патриарха.
Из находящихся в разработке проектов актёра особый интерес представляют сериал Дэвида О Рассела и долгожданный «Ирландец» Мартина Скорсезе. Можно рассчитывать, что персонажи, предназначенные герою этой статьи, будут достойны его дарования.
Поздравляем Роберта Де Ниро с днём рождения, желаем крепкого здоровья и творческого долголетия.