Изгоняющий дьявола: Абаддон (The Assent), 2019, Пирри Реджинальд Тео
Анастасия Плохотина – о хорроре Пирри Реджинальда Тео
Истории про экзорцизм – это вариант хоррора для ленивого сценариста. Так принято думать, и, признаемся, небезосновательно. У шаблонной истории одержимости демоном есть свои стигматы: описание стадий, которые все поклонники жанра выучили наизусть, атеизм главных героев, низкий рык из гортани мучимого злом.
Но «Абаддон» – интересный, хоть местами и бестолковый, симбиоз экзорцизма с боди-хоррором, ритейлом «Бабадука» и справочником психиатрии для чайников. Шизофрения и шизотипическое расстройство оказались сценарию не по зубам, а вот остальные компоненты сборной солянки выглядят очень прилично.
Фигуранты дела: Джоэл, потерявший жену в автокатастрофе, сын Джоэла, вынужденный сосуществовать с условной шизофренией отца, священник, отсидевший срок за неудачную попытку экзорцизма, и до безумия гротескный дом. Бордовые и тёмно-бирюзовые стены, черепа животных в венках из увядших цветов, потрескавшиеся головы фарфоровых кукол и атмосфера мрачной сырости. Возможно, в уютном семейном гнезде и не предполагаются фотографии осклабленных мутантов на стенах вместо семейных фотокарточек, но мы делаем скидку на диагноз хозяина и его избыточно творческую натуру.
Кадр из фильма “Изгоняющий дьявола: Абаддон”
На стороне антагониста играет Аббадон, знаковый христианский демон, который ассоциируется с бездной, смертью и преисподней. Его имя дословно переводится с иврита как «уничтожение». Согласно большинству бестиариев, Аббадон – ангел-губитель, предводитель полчища саранчи, ближайший военный советник Сатаны. Впрочем, до Средних Веков та же самая фигура в легендах имела совсем другую репутацию. Те, кто будут чтить Аббадона при жизни, получат спасение после смерти, ведь именно он проводит душу человеческую в долину Иосафата во время Страшного Суда. Столетия фольклорной эволюции привели историю к однозначному решению: Аббадон демоническая сущность, вступившая в прямое противостояние с Богом.
Демоническое присутствие в картине целиком ложится на плечи гримёра. Аббадон предстаёт массой, внутри которой двигаются переплетённык мышцы, кишки и лица. Он передвигается на паукообразных лапах с когтями, постепенно создавая фобию открытых пространств. Второй приём, с которым работает фильм, – полароидные снимки, благодаря которым Джоэл пытается отличить свои галлюцинации от реальности.
Фильм на 90% про визуализацию и сочетание эффектов, его сценарий практически не терпит критики и выступает скорее фоном для приступов главного героя, чем самостоятельным произведением
Третий, наименее впечатляющий, но облигатный для кино такого рода, – нарастающий хор голосов, имитирующий, очевидно, армию демонов, которые зовут одержимого из преисподни.
И, наконец, четвёртый приём фильма, привносящий интересное визуальное решение, – гирлянды из лампочек, которые необъяснимо тянутся по всему дому Джоэла. Они создают контур подсвеченной клетки для персонажей, добавляя лишний свет в привычно тёмные участки для хоррора.
«Изгоняющий дьявола: Аббадон» – фильм на 90% про визуализацию и сочетание эффектов, его сценарий практически не терпит критики и выступает скорее фоном для приступов главного героя, чем самостоятельным произведением. И хотя финал ленты предлагает зрителю клифхэнгер, всё это по-прежнему остаётся лишь условностью.