///От Улли Ломмеля до Стефена Т. Кэя: Два “Бугимена” разных лет

От Улли Ломмеля до Стефена Т. Кэя: Два “Бугимена” разных лет

Андрей Волков рассказывает о двух “Бугименах” разных лет

Относительно недавно ушедший из жизни Улли Ломмель (1944 – 2017) когда-то входил в круг друзей Райнера Вернера Фассбиндера. Он начинал как актёр и снимался не только у немецкого мастера, но и у других представителей “нового немецкого кино”, а также у итальянского мэтра криминального жанра Фердинандо Ди Лео. Эстет и романтик, Улли Ломмель считался одной из надежд немецкого киноискусства, и его первые опыты в режиссуре вроде бы подтвердили интерес постановщика к визуальным изыскам, а также к злу во всех его проявлениях. Очевидно, такие его ранние фильмы как «Нежность волков», где рассказывается об убийце-педофиле, предопределил интерес к нему американских продюсеров.

В США выезжало на съёмки немало немецких авторов. Вим Вендерс и Вернер Херцог даже в капиталистическом раю не отказались от собственного стиля, но Ломмель довольно быстро пал жертвой золотого истукана, переместившись в кино класса B. Позднее его творчество практически целиком прошло под звездой низкобюджетной халтуры, а вот среди фильмов 1980-х гг. можно отыскать интересные работы.

Одна из них называется «Бугимен», к которому Ломмель позднее снял сиквел и собирался делать третью часть, но смерть оборвала его планы. «Бугимен» Ломмеля не имеет никакого отношения к страшилке о бугимене. Это психопатолический триллер с мистическим уклоном, рассказывающий о призраках прошлого, которые мучают брата и сестру. Зло, скрывающееся в зеркалах, словно прообраз поздних «Зеркал» и «Окулуса». На сам же фильм Ломмеля безусловно оказал влияние вышедший за два года до «Бугимена» «Ужас Амитивилля», ведь основное действие происходит в доме, где начинают твориться странные вещи.

Режиссёр слепил свой фильм с одной стороны из популярных хорроров «Хэллоуин» и «Ужас Амитивилля», с другой же – привнёс в сюжет неопределённость, поскольку непонятно откуда исходит опасность. Есть ли зло вне человеческого сознания, или молчаливый брат главной героини, который когда-то в детстве убил жестокого любовника матери, сам есть зло, подобно Майклу Майерсу. Приверженность Ломмеля европейской культуре не позволила ему создавать слишком простое произведение, как в популярных тогда слэшерах, которые тоннами снимали после коммерческого успеха «Хэллоуина» и «Пятницы 13». По всей видимости, продюсеры и жаждали очередную подростковую страшилку, а получили довольно запутанный мистический триллер с умело созданной тревожной атмосферой. Великий актёр ужасов Джон Кэррадайн играет психиатра, стремящегося помочь главной героине избавиться от демонов сознания, и этим режиссёр проводит параллели с образом Дональда Плезенса из классического «Хэллоуина». Другой важный герой – священник, друг семьи, на долю которого выпала участь изгонять злого призрака из дома, что связывает фильм Ломмеля не только с «Ужасом Амитивилля», но и с шедевром Уильяма Фридкина «Экзорцист». А брата и сестру играют настоящие брат и сестра Сюзанна и Николас Лав.

«Бугимен» Ломмеля стал практически таким же сверхуспешным хоррором, как и «Хэллоуин», только в США собрав 4,5 миллиона долларов, что более чем в 10 раз превосходит его бюджет. Самому же автору он открыл дверь в жанровое кино, но Ломмель надолго там не задержался, быстро скатившись к съёмкам почти любительских хорроров.

Спустя 25 лет в Голливуде, в самый разгар моды на ремейки, вспомнили о бугимене. Фильм Стивена Т. Кея не является ремейком давней картины Ломмеля, но из-за одинаковых названий многие посчитали, что это так. «Бугимен» Кея позднее разросся до франшизы из трёх частей, которые слабо связаны друг с другом. К примеру, вторая является слэшером, лишь эксплуатирующим канву оригинала.

Но первый фильм всё-таки отображается легенду о том самом бугимене, детском кошмаре, который якобы прячется в шкафу и утаскивает особо смелых или неосторожных в свой мир. Так как за дело взялся Голливуд, то мы сразу можем ожидать весьма примитивного зрелища. Правда, фамилия Рэйми среди продюсеров могла обещать что-то если не оригинальное, то качественно сделанное, судя по другим его продюсерским проектам «Проклятие» и «30 дней ночи». Стивен Т. Кей прежде снимал криминальные триллеры и слабо представлял, как делать хоррор, поэтому прислушивался к советам продюсера, автора нестареющей трилогии «Зловещие мертвецы».

В фильме Кея полно штампов, начиная от резких появлений бугимена, кошмаров главного героя и заканчивая его трудным детством, однако нельзя не признать, что фильм держит в напряжении, пусть и не может похвастаться таким сложным сюжетом, как «Бугимен» Ломмеля. Это лишь очередной кинотеатральный хоррор, дабы нескучно провести вечер, в компании экранного бугимена и реальной хорошей подружки, и с этой несложной задачей Стивен Т. Кей вполне справляется. Он не раскрывает все карты сразу, а выстраивает детективную интригу, связанную с детством главного персонажа. Тим вырос, и ему уже не страшен бугимен. Однако это загадочное существо преследует других детей, прячась там, где темно.

Сквозь антураж легенды о бугимене проглядывает ориентация на франшизу «Кошмар на улице Вязов». Бугимен не опасен для взрослых именно потому что они в него не верят. Зато детей пугает темнота и закрытая дверь стенного шкафа. Ведь там может таиться не только бугимен, но любой кошмар из глубин разума.

Конечно, Стивен Т. Кей был далёк от того, чтобы амбивалентно выстраивать действие. Бугимен – это не образ из подсознания, а реальный злодей, которого надо остановить. Интересно, что мать Тима сыграла бывшая Зена Люси Лавлесс, которая лишь на 6 лет старше Барри Уотсона, исполнителя главной роли. Пожалуй, мило смотрится и Эмили Дешанель. Всё остальное вполне предсказуемо, так что зритель едва ли захочет снова окунуться в страшилку о бугимене.

Работа Ломмеля, напротив, и по сей день производит впечатление, не только благодаря необычным психоаналитическим образам зла, но и потому что затрагивает вопросы мести, влияния убийства на психику человека, подводя к выводу, что зло лишь в примитивных фильмах сосредоточено в какой-нибудь внешней страшилке, а на деле гнездится в душе каждого человека, и только от нас зависит – сможем ли мы устоять перед очарованием зла.

Telegram
Хронология: 1980-е 2000-е | |
Автор: |2019-05-16T20:30:17+03:0018 Май, 2019, 12:28|Рубрики: Подборки, Статьи|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok