Дело Ричарда Джуэлла (Richard Jewell), 2019, Клинт Иствуд
Армен Абрамян – о новом фильме живого классика
Чтобы снимать такое сильное и остросоциальное кино на пороге девяностолетия, нужно быть разве только Клинтом Иствудом. Классик в привычной для себя манере последних лет, обращается к историям, которые, что называется «основаны на реальных событиях», и в очередной раз виртуозно совмещает документальность прошедшего с актуальностью сегодняшнего. В фильме этот приём доходит до буквального применения в эпизоде, когда экранный Ричард Джуэлл (мощное выступление Пола Уолтера Хаузера) смотрит со своей мамой (Кэти Бейтс) интервью реального Джуэлла в новостной передаче. Восемь из десяти зрителей не заметят разницы, если не присмотрятся: настолько гармонична иствудовская действительность. Настолько легко события 1996 года резонируют с повесткой дня конца десятых. При этом Иствуд обходится без назойливых маячков, призванных осовременить сюжет узнаваемостью дилемм.
Кадр из фильма “Дело Ричарда Джуэлла”
Дело (в первоначальном варианте «Баллада») Ричарда Джуэлла – это не частная заметка в исторической летописи. Это не привязанный ко времени нравственный парадокс в разрезе мифологии американской мечты. Характерно, что именно в Америке фильм провалился, подвергшись критике по совершенно несуразным причинам вроде того, что опорочили память журналистки Кэти Скраггс (Оливия Уайлд), запустившей своей непроверенной статьёй травлю охранника стадиона, обнаружившего бомбу. Но из двух сил, обрушившихся на несчастного Джуэлла, по замечанию его адвоката Уотсона Брайанта (Сэм Рокуэлл) – СМИ и Правительства США в лице агента ФБР (Джон Хэмм), последним досталось сильнее за их кровожадность и беспринципность. Линия циничной репортёрши как раз завершена раскаянием и слезами.
Чтобы снимать такое сильное и остросоциальное кино на пороге девяностолетия, нужно быть разве только Клинтом Иствудом. Классик в привычной для себя манере последних лет, обращается к историям, которые, что называется «основаны на реальных событиях», и в очередной раз виртуозно совмещает документальность прошедшего с актуальностью сегодняшнего
Освещение прессой трагического инцидента в Атланте и факты, связанные с личностью незадачливого охранника, напоминают вариативностью толкования «Расёмон». Их можно было преподнести десятком разных способов, но Иствуд не забавляется стилистикой, не педалирует неоднозначностью случившегося. Всё, что касается поступка и дальнейшей судьбы Джуэлла, для него однозначно: человек честно выполнял свою работу и спас много человеческих жизней, он герой, а из него вылепили террориста-одиночку. И это, чёрт возьми, невероятная несправедливость, которую необходимо исправить, за которую необходимо отвечать. При всей очевидности сюжетного послания и разделении персонажей по разные стороны нравственного императива (мерилом коего выступает джуэлловская граничащая с патологией преданность букве закона) фильм оказывается не так уж и прост именно в моральном аспекте. Потому что общественная мораль и личное понимание о справедливости далеко не всегда тождественны. Русская секретарша Брайанта Надя (Нина Арианда) говорит своему боссу: «В моей стране, если тебя признают виновным, значит, ты невиновен. А как в твоей стране?». Клинт Иствуд точно не желает, чтобы в его стране действовал этот порочный принцип. Свою лепту для отдаления оного он, будучи патриотичным гражданином и большим художником, внёс. Поступает он так, впрочем, не первый раз. Дай бог, чтобы не последний.