Элитное общество (The Bling Ring), 2013, София Коппола, рецензия
Сергей Лозовский рецензирует “Элитное общество”, вооружившись зоологической точкой зрения и светлым образом Николая Дроздова
Звезды Голливуда — люди, фееричные в своей беспечности. Во всяком случае, те, кто попадает в кадр фильма Софии Копполы. Они тусят на вечеринках в Нью-Йорке, Париже и Лондоне, оставляя дом в Лос-Анджелесе открытым и без всякой сигнализации. Впрочем, это отчасти объяснимо — чтобы вынести особняк Пэрис Хилтон, нужно подгонять товарный поезд на два десятка вагонов, а железнодорожные рельсы по бульвару Санта-Моника еще не провели. Пропажу же десятка-другого платьев из гардеробной размером с баскетбольное поле заметить весьма непросто. Пользуясь этим, несколько молодых оболтусов высматривают в соцсетях графики разъездов знаменитостей, после чего вламываются в их дома, устраивают там вечеринки, крадут одежду и драгоценности, и, как это водится, фоткаются для Instagram. Идиллию привычно нарушают бесцеремонные калифорнийские полицейские, которые, даром что в шортах, дело свое знают крепко.
На игриво высовывающую язычок Эмму Уотсон (Гермиона сильно изменилась за лето) смотришь скорее с любопытством, чем с вожделением
Коппола снимает гламурные тусовки и полукриминальные выходки незолотой молодежи столь бесстрастно, что поневоле вспоминается нарезающая круги машина из триумфального «Где-то». Она вообще выглядит довольно отстраненным режиссером, несмотря даже на то, что в фильмах ее пульсируют нешуточные страсти. Череда ограблений без адреналина, череда вечеринок без веселья. Кое-какие эмоции прорываются ближе к финалу, но и там София проявляет сдержанность. Напропалую кутящие подростки словно изучаются под микроскопом, а с таким подходом даже на игриво высовывающую язычок Эмму Уотсон (Гермиона сильно изменилась за лето) смотришь скорее с любопытством, чем с вожделением. Социальные комментарии присутствуют, но ненавязчивы, Копполе неинтересно делать приговор молодым людям, весь мир которых ограничен экраном смартфона. Тем не менее, ей определенно интересно на них посмотреть.
В этом самом «посмотреть» кроется одновременно и сила, и слабость фильма. Преимущество в том, что, избавившись от оценочности, София смогла избежать навязчивости и дидактичности на довольно скользком материале. Отсутствие морали — это хорошо, в конце концов, все мы взрослые люди и можем сложить собственное мнение на основе того, что зафиксировал (самое правильное, наверное, слово) для нас режиссер. Получилось эдакое «В мире животных», только про людей. Недостаток же в том, что никто из героев не вызывает особых эмоций, а события – особого интереса. В мире животных есть хотя бы всякие няшные лемуры и совы, которые то, чем кажутся. А здесь есть только недогламур да дурные детишки, что, согласитесь, не самое любопытное в мире зрелище.
AlteraPars: заметка Армена Абрамяна