////Old fashioned: “Девушки-попутчицы” Клода Годара

Old fashioned: “Девушки-попутчицы” Клода Годара

Документ эпохи

Девушки-попутчицы (Teenage Hitchhikers), 1974, Клод Годар

Андрей Волков – о teensploitation-эротике и картине Клода Годара

30 августа исполнилось 46 лет с момента премьеры «Девушек-попутчиц», одного из важных фильмов 1970-х гг. Он малоизвестен отечественному зрителю, хотя на Западе довольно высоко котируется. Симпатию к нему высказывал даже Квентин Тарантино, большой знаток грайндхаусного кино. Именно к drive-in cinema фильм Клода Годара и относится, где для него легко находится ниша – teensploitation. Кажется, тут и говорить не о чем – обычная малобюджетная поделка тех лет, эксплуатирующая эротику. Однако Клод Годар, будущий порнорежиссёр, парадоксально уловил воздух времени в своей единственной «приличной» работе.

Хичхакеры – не просто попутчики, а молодые люди, которые путешествуют автостопом по стране. Можно сказать, это стиль жизни определённой части молодёжи 1970-1980-х гг. После падения пуританской морали в 1960-е гг., что связано и с исследованиями доктора Кинси, и с молодёжным протестом против «папочкиной» морали, которая в Голливуде была закреплена «кодексом Хейса», многие бросились в секс, как в омут, тем более и хиппи в это же время проповедовали свободную любовь. Живём ведь только раз, а молодость слишком быстро проходит – не лучше ли брать от жизни всё, что можно унести?

Главные героини «Девушек-попутчиц» пример именно такой молодёжи, которая не обременена ханжескими предрассудками; им хочется всё попробовать и изведать, словно ребёнку, впервые вышедшему из дома в большой мир. С высоты возобладавших позднее консервативных ценностей их можно было бы назвать девицами лёгкого поведения, но в 1970-е гг. таких девиц было много, и немало из них, покуролесив в молодости, позднее стали примерными взрослыми.

Итак, девицы со смешными прозвищами Мышка и Птичка путешествуют в своё удовольствие по дорогам США. В пути они встречают множество самых разных людей, и, конечно, попадают в комические и эротические ситуации.

Несмотря на участие в фильме ряда порноактёров (Эрик Эдвардс, Марк Стивенс), фильм Клода Годара является эротическим комедийным road movie и не относится к adult cinema, которому в те же 1970-е гг. будет верой и правдой служить режиссёр. Порноиндустрия в то время только зарождалась, многие порноленты 1970-х гг. представляли собой фильмы с сюжетом, так что немало постановщиков запросто работали то в порно, то в «нормальном» кино. Более того – ещё одна черта свободных нравов 1970-х гг. – порноленты показывали в обычных кинотеатрах и ходить на них было даже модно.

Кадр из фильма “Девушки-попутчицы”

Мышка и Птичка не являются интеллектуалами, однако они достаточно хитры для того, чтобы брать то, что им нужно. Не гнушаются они и банальным воровством, отвлекая водителя эротическими забавами с ним или друг с другом. Но их жертвы не остаются в обиде, поскольку две девушки источают молодую сексуальную энергию. Они отнюдь не аморальны, например, вступаются за девственницу перед насильником, предлагая ему себя (!), оттого их мелкие правонарушения больше походят на детские шалости.

Режиссёр верно выбрал манеру рассказа, где многочисленные эротические сцены поданы остранённо, чуть ли не в духе театра Бертольда Брехта, что вполне соотносится с сюжетом, где две в чём-то наивные девушки открывают для себя взрослый мир с его многочисленными правилами и табу и стремятся приспособить его под себя. Их юные тела – единственное, что они могут предложить водителям, хотя на это не все клюют. К примеру, в забавной сцене на дороге две девушки решили показать себя топлесс – авось кто остановится, но груди их никто не оценил, окатив волной пыли. А вот голые попы, на которых написано west, приглянулись одному «папику», с которым девушки устроили игру в переодевания в машине, пока их не остановил полицейский, которому и предстала весьма забавная картина – немолодой мужик, одетый в женское платье, и две сексуальные девушки с ним.

В тоже время, они не позволяют себя использовать, оттого быстро сбежали из фургончика рок-группы, которые хотели использовать их наивность, накачать наркотиками и совокупляться с ними всю поездку. Это тоже одна из примет эпохи 1970-х. – так развлекались и ныне легендарные команды, например The Rolling Stones. И всегда было довольно девушек, которые готовы были развинуть ноги перед любым парнем с гитарой.

Отдельно стоит сказать об удачном использовании замедленной съёмки в комических сценах, которая при проекции со стандартной частотой кадров даёт ускоренное действие. Этот приём был очень популярен в «немой комической». Вот и Клод Годар (не зря у человека фамилия известного гения кино) удачно передаёт беззаботность эпохи 1970-х гг., когда молодёжь стремилась жить на высокой скорости и многие так и уходили на ней.

В этом культовом фильме нет злодеев, и даже насильник скорее смешон, ибо его сексуальный напор пугает только девственниц, а вот на двух любящих секс героинь никак не действует. Они также ловко обводят его вокруг пальца и позже предают в руки полиции. А та самая девственница, не желающая расставаться с невинностью без любви, находит парня-хиппи, способного подарить ей чувства, которому и отдаётся на лугу, причём эти сцены постановщик уже снимает как slow motion, стремясь, подобно импрессионисту, остановить прекрасное мгновение.

В главных ролях Клод Годар задействовал двух интересных актрис того времени, Крис Джордан и Сандру Пибоди. Джордан обладала, как сказали бы японцы, кавайной внешностью и снималась в основном в фильмах эротического авангардиста Джозефа В. Сарно, время от времени появляясь в эротической продукции других режиссёров. Также она была замужем за знаменитым порноактёром Эриком Эдвардсом. Её карьера длилась несколько лет, после чего она ушла из кинематографа, а после скончалась в возрасте 43 лёт. А жаль – она обладала не только смазливой мордашкой, но и была способна естественно выглядеть в кадре, достойно существуя рядом с Сандрой Пибоди, хоррор-актрисой, которая прославилась благодаря «Последнему дому слева» (1972) Уэса Крэйвена, а позже снималась в фильмах ужасов Чака Винсента и знаменитого порнографа Жерара Дамиано. Её карьера также завершилась в 1970-е гг.

«Девушки-попутчицы», несмотря на внешне несерьёзное содержание, являются прекрасным документом своей эпохи, подобно «Беспечному ездоку» (1969), «Двухполосному шоссе» (1971) или «Американскому граффити» (1973). Неслучайно, что американцы, лучше знающие свою историю, ценят единственный «нормальный» фильм Клода Годара наравне с работами признанных режиссёров 1970-х

Среди других актёров нельзя не выделить будущего лауреата «Оскара» (!) Клэр Вилбур, которая сыграла лесбиянку-аристократа, словно сошедшую с полотен Хесуса Франко. Режиссёр и сам показал себя достойным учеником испанского маэстро, заставив Вилбур кувыркаться с актрисами, годящимися ей в дочери, хотя 41-летняя Клэр очень хорошо выглядела для своих лет. А в коротком эпизоде девушки для секса в фургончике рок-музыкантов появилась Маргарет Уиттон, сделавшая позднее себе имя на серьёзных ролях в фильмах Эдриана Лэйна, Эктора Бабенко и Мэла Гибсона.

«Девушки-попутчицы», несмотря на внешне несерьёзное содержание, являются прекрасным документом своей эпохи, подобно «Беспечному ездоку» (1969), «Двухполосному шоссе» (1971) или «Американскому граффити» (1973). Неслучайно, что американцы, лучше знающие свою историю, ценят единственный «нормальный» фильм Клода Годара наравне с работами признанных режиссёров 1970-х гг. Фильм Годара, несмотря на схожесть с эротической комедией, сложно вписать в нишу эксплуатационных картин. Авторы, возможно, неосознанно, запечатлели дорожный портрет США 1970-х гг., уловив то, что немцы называют zeitgeist.

Также нельзя не отметить довольно высокий уровень постановки, что встречалось не так уж часто с нише drive-in кино, которое нередко создавали далёкие от кино люди. Клод Годар тоже был неблизко, учитывая его дальнейшую работу в самом неприличном сегменте киноиндустрии. Но уже не в первый раз по какой-то иронии судьбы интересное кино создают люди, верхом смысла для которых вроде бы должны являться эрегированные пенисы и мокрые вагины. В наше время культовый фильм Клода Годара был выпущен на DVD при участии известного продюсера азиатского кино Джона Сирабелла, который также ответственен за выход в свет мощного хоррора «Плоть для Зверя» (2003), также единственного «приличного» фильма adult-режиссёра Терри М. Уэста.

«Девушки-попутчицы» не предназначены для массового зрителя, так как были созданы далёкими от мейнстрима людьми. Однако этот фильм заслуженно получил культовый статус, а его импровизационный полулюбительский стиль отлично иллюстрирует своё время, которое очень скоро сменится неоконсерватизмом эпохи Рональда Рейгана. Возможно, фильм Годара когда-нибудь дождётся перевода на русский язык. Пока же любопытствующим доступна американская версия.

Telegram
Хронология: 1970-е | | География: США
Автор: |2020-09-01T20:19:19+03:005 Сентябрь, 2020, 11:53|Рубрики: Old Fashioned, Ретроспектива, Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok